Данный феномен обнаружил американский психолог Мартин Селигман.
Его интересовали вопросы научения, и он заметил, что во всех экспериментах по этому вопросу, объект исследования (человек или животное) может каким-либо образом давать ответ на раздражитель и изменять ситуацию. Однако в реальной жизни, мы можем повлиять далеко не на все факторы. Именно такие неконтролируемые события вызывают эмоциональный стресс, пассивность и, возможно, депрессию [1].
В конце 60-х,начале 70-х ученый начал свои эксперименты, совместно со Стивеном Майером.
Исследования
Объектом их исследования были собаки, которых поместили в специальные камеры, разделенные небольшим барьером. С одной стороны такой камеры пропускали ток, а с другой нет.
Ученые обратили внимание, что некоторые собаки перепрыгивают через барьер, чтобы избежать страданий, а другие даже не пытаются сделать этого. Оказалось, что пассивно себя вели те животные, которые до настоящего эксперимента подвергались неконтролируемым ударам тока.
Для следующей волны экспериментов Селигман и Майер взяли 3 группы собак:
1) привязывали, но не допускали ударов тока
2) также привязывали, подвергали ударам тока, которых можно было избежать, если носом нажать на специальную панель
3) этих животных тоже привязывали, и подвергали ударам тока, которые были неизбежны
После такой подготовки, этих собак поочередно помещали в камеру из 1-й части опыта. Члены 1 и 2 группы довольно быстро поняли, что нужно всего лишь перепрыгнуть через барьер, чтобы избежать удара током. А вот подавляющее большинство тех, кто был в 3-й группе даже не пытались предпринять какие-то действия, чтобы избежать боли.
Позднее ученые повторили эти эксперименты на крысах, и получили тот же результат.
А в 1974 году сходный эксперимент был проведен на людях. Участников разделили на 3 группы:
1) подвергались громкому неприятному шуму, но могли отключить его, нажав на кнопку 4 раза
2) также подвергались шуму, но не могли повлиять на него
3) не подвергались ничему
Затем людей, по одному помещали в специальную клетку, где неприятный звук можно было отключить, потянув за рычаг. Участники из 1 и 3 группы использовали рычаг, а вот члены 2 группы даже не пытались это сделать.
Так, была открыта выученная беспомощность - явление, наблюдаемое как у людей, так и у животных, когда они были вынуждены ожидать боли, страдания или дискомфорта без возможности избежать этого. В конце концов,субъект перестанет пытаться вообще избежать боли - даже если есть возможность сделать это! [2]
Виды выученной беспомощности
Мартин Селингман выделил 2 вида выученной беспомощности у людей: универсальную и личностную.
Первая связана с теми случаями, когда человек, действительно, никак не может повлиять на стрессовую ситуацию. Например, избавиться от болезни, которая неизлечима. В таком случае, он рано или поздно поймет, что ни его, ни чьи-либо еще действия не приводят к положительному результату. В итоге, возникает отчаяние и, возможно, депрессия.
Второй вид беспомощности, связан с теми обстоятельствами, когда человек объективно может что-то изменить, но у него не получается. К примеру, ученик хочет освоить какой-то предмет, но раз за разом терпит неудачу. Он берет дополнительные задания, репетиторов, очень старается, но все равно результат остается прежним. В итоге человек приходит к выводу, что вся проблема в его умственных способностях и сдается.
Ход событий в обоих случаях можно представить в виде следующей схемы:
Решающим фактором для возникновения выученной беспомощности является ожидание того, что непредвиденное обстоятельство вновь произойдет в будущем. И крайне важно как человек объясняет самому себе причину случившегося: связано ли это с его действиями или личностными особенностями, либо это стечение обстоятельств.
Когда люди считают, что беда, постигшая их, нередкое явление и может случиться с любым другим человеком, либо проблема настолько сложна, что любой другой из *референтной группы тоже не справился бы, тогда ищут причину во внешних обстоятельствах. И наоборот, если поражение кажется, чем-то исключительным, маловероятным, то приписывают вину за случившееся себе.
Таким образом, человек либо считает, что он "оказался в ненужное время в ненужном месте", и тогда его действия никак не могут изменить объективную действительность (универсальная беспомощность). Либо считает, что он не обладает нужным талантом, умом, еще какими-либо качествами, необходимыми для решения трудностей, в таком случае он прикладывает меньше усилий, чем мог бы (личная беспомощность).
Беспомощность может быть глобальной, когда затрагивает сразу несколько сфер жизни человека (невозможность найти работу, устроить личную жизнь, завести семью), и конкретной, когда затрагивает лишь одну сферу.
Также беспомощность может быть хронической, когда длится годами, либо носит преходящий характер [3].
Основной опасностью данного феномена является его связь с одним из видов депрессии. Так постепенно наступает мотивационный дефицит: общая пассивность в социальной и интеллектуальной сфере. Когнитивный дефицит, убеждение, что любые действия обречены на провал. И эмоциональный дефицит: чувство безысходности.
Личностная беспомощность приводит к депрессии с большей вероятностью, так как помимо эмоционального, когнитивного и мотивационного дефицита приводит к снижению самооценки из-за приписывания причин неудачи себе [4].
Как преодолеть этот феномен?
Избавиться от синдрома выученной беспомощности можно, хоть это и нелегко. Логичные, казалось бы, ожидания того, что переживание успеха само по себе, окажет целебный эффект неверно, во всяком случае для детей. Кэрол Дуэк в своем исследовании выяснила, что дети из-за выученной беспомощности способны обесценить любой свой результат и таким образом, поддерживать ожидание негативного неконтролируемого события [5].
Лучшим лекарством в данном случае является психотерапия.
Она может быть медикаментозная. В 2016 Селигман и Майер обнаружили, что стимуляция вентромедиальной префронтальной коры и ингибирование ядра дорсального шва помогают контролировать ожидание негативных событий [6].
Возможна немедикаментозная помощь. В частности, Селигман выдвинул модель “выученного оптимизма”, которая позволяет натренировать устойчивость к неудачам.
Также любой вид психотерапевтического консультирования будет эффективен [7].
*референтная группа - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. ( «Краткий психологический словарь» Л.А Карпенко, А.В Петровский, М.Г Ярошевский)
Автор: Евгения Константинова