Начало этой статьи здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5d11e0ba51297000aeb58d2e/pervye-shagi-prodoljenie-5d249f65a98a2a00ade70680
Итак, сегодня идет 49 день, как я в самостоятельном плавании, но могу сказать с полной уверенностью, что в субъективном восприятии прошло, как минимум полгода. Т.е на текущий момент у меня столько событий произошло, что мне раньше хватило бы на полгода.
Как я уже писал ранее, я решил, что буду заниматься проектными работами. Первыми шагами в моем собственном деле были:
1. Встречи со знакомыми людьми и сообщение о моем изменившемся статусе;
2. Создание презентации;
3. Создание сайта;
4. Поиск потенциальных исполнителей;
5. Поиск клиентов.
Все было именно в таком порядке и поясню почему.
1. проще всего работать с тем, кого вы знаете и тому кто знает вас. Именно так я и получил первые деньги в самостоятельном плавании.
2. Первый вопрос, который возникает при встрече с человеком- "Что Вы умеете?" и здесь не обойтись без презентации.
3. Сайт- это ваша визитная карточка и так же, как при встрече вы даете контрагенту визитку, точно также на этой визитке должен быть указан ваш сайт.
4. Первым делом я определился, где я могу найти тех людей, которые будут исполнять мои заказы. Это даже не был поиск конкретных исполнителей, а был поиск именно ресурсов, где можно найти этих исполнителей.
5. Бизнес без клиента мертв. Потому нужно определиться, где водится именно ваш клиент и чем его можно привлечь.
Теперь немного расскажу, как я все это реализовывал:
1. По первому пункту могу сказать, что у каждого свои знакомые и каналы взаимодействия с ними тоже. Но на мой взгляд, ничто не заменит личной встречи, потому я созвонился с каждым из них и просто повтстречался в офлайне, попил кофе и обсудил, где мы можем быть полезны друг другу.
2. При создании презентации я воспользовался сайтом фрилансеров https://work-zilla.com. Один из фрилансеров с данного сайта подготовил из моих исходных данных заготовку презентации. Не надейтесь, что исполнитель сможет довести вашу задумку до кондиции, максимум, что они смогут- это сделать приемлемую заготовку. До ума придется доводить самостоятельно.
3. При разработке сайта я также изначально воспользовался услугами фрилансера с https://work-zilla.com- я запросил сделать копию landing-page одного из популярных сайтов по разработке проектной документации в сети. Специалист отлично справился с поставленной задачей, но когда я увидел копию, я понял, что это не то, что мне хотелось бы видеть в качестве моей визитки и я отказался от продолжения услуг (естественно с полной оплатой, так как в данном случае это не его ошибка, а моя). В дальнейшем я заказал индивидуальную разработку landing-page на основе нескольких ссылок на сторонние сайты. Заказ я делал на сайте https://kwork.ru через "биржу". Т.е я описал, что хочу увидеть, что у меня есть и уже выбирал из предложений соискателей и их портфолио. Во второй раз результаты меня более, чем удовлетворили.
4. Поиск ресурсов соискателей я проводил по поиску в гугле и яндексе, а также пошарившись по разным форумам по тематике проектирования. Намеренно не пишу, что и где. Кто захочет, то без больших усилий найдет. Как один из ресурсов, могу привести уже упомянутый мной https://kwork.ru. Неплохой ресурс, но комиссии на нем на мой взгляд дикие.
5. Поиск клиентов. Самый увлекательный и творческий вопрос ;)
Я использовал несколько каналов- сбор информации с порталов с помощью парсеров, e-mail рассылка своего уникального предложения, холодные звонки и биржы, также по своей неопытности заказал однажды спам-рассылку. По своему опыту могу сказать, что наибольшее количество откликов получила спам- рассылка, но 95% из них были "мусорными". Т.е спам работает, но нужно при его использовании использовать четкий таргетинг. На втором месте- это e-mail рассылка с последующим обзвоном и далее уже биржы и холодные звонки.
В следующей статье расскажу о том, что у меня получилось за эти 49 дней.