Найти тему
SciOne

Модель выученного оптимизма

В продолжение темы про выученную беспомощность поговорим про выученный оптимизм. Главной причиной возникновения выученной беспомощности является убеждение, что ваши действия ни на что не могут повлиять. Сложность заключается в том, что действительно, есть ряд обстоятельств, которые вам не подвластны. К примеру, цвет кожи или глаз. Однако, есть, так называемая, нейтральная зона, где вы либо контролируете ситуацию, либо отдаете ее на волю судьбе.

Очень важно! Автор модели выученного оптимизма- Мартин Селигман, подчеркивает, что настоящий оптимизм не имеет ничего общего с "розовыми очками", и стоит настраиваться на лучшее, но при этом не забывать сверяться с действительностью.

Когда был открыт феномен выученной беспомощности, оказалось, что он проявляется не у всех испытуемых, и длительность его симптомов тоже разная. В чем же причина? А дело в том, что у каждого есть привычный стиль объяснения событий. Их можно оценить по 3 факторам:

1) Персонализация. Может быть внутренней- если вы считаете причиной событий себя, и внешней- если вы считаете, что дело в обстоятельствах, либо других людях

2) Устойчивость. Считаете ли вы, что хорошие/плохие события временны, либо же будут происходить с вами всегда.

3) Генерализация. Когда происходит что-то плохое, то кто-то сохраняет баланс в остальных (не связанных с проблемой) сферах своей жизни- специфичная генерализация, а у кого-то наступает хаос во всем- универсальная генерализация.

Таким образом, если вы считаете, что все плохое будет происходить с вами всегда, то это дорога к пессимизму. Чем привычнее такое убеждение, тем универсальнее будет генерализация. Как ни странно, персонализация имеет значение только в том случае, если вы во всем плохом вините себя, а причины хорошего видите в других. В других случаях, особого значения этот фактор не имеет.

Для того, чтобы стать оптимистичнее сначала нужно выяснить какие привычные объяснения вы используете. Попробуйте понаблюдать как вы объясняете себе ежедневные мелкие неприятности. Скорее всего, для понимания серьезных проблем, вы используете ту же схему.

Все ваши наблюдения нужно занести в схему

Далее попробуйте найти альтернативное объяснение событий. Если же факты против вас, то подумайте об их смягчении, либо о том как изменить их в будущем.

Данная методика имеет серьезное ограничение. Ее нельзя использовать в том случае, если цена ошибки высока. Дело в том, что Элен Лангер, выяснила, что люди в обычном состоянии склонны недооценивать риски, тогда как люди на крайней точке пессимизма, то есть в депрессии оценивают ситуацию очень реалистично. То есть пессимизм имеет свои плюсы.

В эксперименте участвовало 2 группы. В каждой были люди в депрессии и без. У первой группы была кнопка, которая включает свет и они могли делать это когда захотят. У второй же группы свет включался и выключался спонтанно.

Оказалось, что люди в обычном состоянии довольно точно описывали свои возможности влиять на свет только в случае, когда эти возможности действительно были. А когда свет включался по воле экспериментатора, то люди без депрессии очень и очень сильно переоценивали свои возможности, им все равно казалось, что они могут на что влиять. Тогда как люди с депрессией очень точно воспринимали свои возможности в обоих случаях.

Так что пессимизм нам тоже необходим, просто не стоит им слишком увлекаться.

Источник. «Как научиться оптимизму» М.Селигман

Автор: Евгения Константинова