Найти тему

У кого на самом деле «положение хуже губернаторского»?

Оглавление

Российский император Павел I был очень рассержен в связи с громким ограблением почты в Костромской губернии и в 1800 году издал указ о взыскании убытков с губернатора в случае повторения подобной ситуации. Как свидетельствуют современники, Указ наделал много шума среди губернаторов. Это означало, что теперь губернаторы будут ответственны за все происходящее на территории их губернии. Так и родилось выражение «положение хуже губернаторского». Есть более прозаичная версия происхождения фразы, но мы – серьезный канал и поэтому ограничимся историей про почту.

Про выражение вспомнили в 2018 году, когда 17 руководителей российских регионов досрочно ушли в отставку (не по своей инициативе), не дожидаясь предстоящих выборов. Причиной отставок журналисты и политологи назвали отсутствие достижений у снятых с должностей губернаторов. Вышестоящие органы (Кремль) ждали результатов от глав регионов, но их не было…

Указ Президента РФ No 193 от 25.04.2018 утвердил ряд показателей, с помощью которых можно будет оценивать эффективность работы руководителей регионов РФ (высших должностных лиц). 15 показателей KPI (key perfomance indicators), по которым будут оценивать российских губернаторов.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГУБЕРНАТОРОВ

Условно разделим их на 3 категории:

Первая категория отражает отношение граждан к властям. Москву, в первую очередь, интересует степень доверия населения к Президенту РФ и непосредственно к руководителям регионов – губернаторам.

Вторая категория объединяет экономические показатели региона. В данном случае, оценка работы губернатора складывается из числа лиц, занятых в малом и среднем бизнесе, индивидуальных предпринимателей, количества эффективных (высокопроизводительных) рабочих мест во внебюджетном секторе. Учитываются отличительные черты производительности труда в основных несырьевых отраслях экономики региона; уровень заработной платы; вложения в основной капитал, кроме инвестиций в федеральные проекты, и бюджетных пополнений федерального бюджета.

И третья категория ключевых показателей эффективности российских губернаторов отражает качество жизни в регионе: предполагаемая продолжительность жизни, состояние окружающей среды, количество городов в регионе с комфортной городской средой, уровень образования населения, состояние автомобильных дорог и их соответствие требованиям, доступность жилья, процент семей, способных улучшить жилищные условия, естественный прирост населения, уровень бедности.

КАК ВЫРАСТИТЬ ХОРОШЕГО ГУБЕРНАТОРА?

Период, когда Президент назначал губернаторов, привел к несменяемости региональной власти и, как следствие, к отсутствию необходимых для населения изменений. Прямые выборы руководителей регионов голосованием имеют свои «минусы» – приход к власти откровенно слабых политиков, в некоторых случаях – сепаратизм, региональные экономические кризисы. Но в то же время, плановая и безболезненная сменяемость губернаторов воспринимается населением как признак стабильности. И это одна из причин, по которой Кремль задумался о создании системы смены губернаторов профессиональными и лояльными кадрами.

Была создана ежегодная программа подготовки президентского кадрового резерва при участии около 80 человек. Из них 8-9 готовятся на смену действующим главам субъектов РФ. У 17 глав регионов полномочия истекают только в 2022 году, у 9 из них - в 2021 году, у 17 - в 2020 и у 16 уже в 2019 году. А всего в России 85 субъектов федерации. Арифметика проста: 50% губернаторов потеряют свой пост до истечения официального срока полномочий. И можно наблюдать уже практически ставшую традиционной условно «добровольную» отставку губернаторов, примерно за год до предстоящих выборов. Таким нехитрым способом Кремль скидывает все недовольство избирателей на «уволенных» губернаторов.

ЗА КЕМ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО?

Последнее слово в судьбе губернатора всегда остается за Президентом. Конечно же, Президент, в поисках аргументов для принятия решения, не будет искать ответ в интернете – отзывы о работе губернатора, компромат, сенсационные новости. В определенный момент ему на стол попадает своего рода рейтинг успеха губернаторов, и в этом рейтинге место зависит от показателей эффективной работы, которые разработала Администрация Президента. Любой губернатор может определить вероятность попадания в «черный список», как правило, это происходит за 4-5 месяцев до истечения полномочий. Ближайшая дата – день «Х», согласно постановлению Правительства от 3 августа 2019 года, – 1 апреля 2020 года.

ПРОГНОЗЫ…

Каждый год, начиная с 2020, до 01 апреля года, идущего за отчетным, все руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ должны будут предоставлять информацию о значениях показателей эффективности в Министерство экономического развития.

В случае, если наши предположения верны, то на предстоящих выборах в 2020 году, у 8 субъектов РФ, где подходит время выборов, главы могут поменяться.

В следующем году (в 2020), предположительно кандидатами на отставку могут стать: главы Тамбовской, Смоленской, Ленинградской, Калужской, Иркутской, Костромской, Брянской, Архангельской, Еврейской, Сахалинской, Ростовской, Пензенской, областей, республики Татарстана и Чувашии, Камчатского и Краснодарского края, Ханты-Мансийского Автономного Округа.

Это означает, что руководителям всех этих регионов за оставшееся до 2020 года время надо показать хорошие показатели, которые устроят руководство в Москве. Как этого добиться?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГУБЕРНАТОРОВ И ЕЕ ПОЛЬЗА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

В основном, показатели эффективности губернатора – реальные числа. И это делает трудным жонглирование ими. К примеру, «естественный прирост населения» будут вычислять по данным, запрошенным у ЗАГСа. А такой показатель как «уровень доступности жилья/улучшения жилищных условий», будет увеличиваться за счет воздействия властей региона на арендодателей. В погоне за повышением «численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства», все внимание региональных чиновников сосредоточится на самозанятых и их регистрации в ФНС. Возможно, только на показатель «уровня доверия к власти» жители регионов могут существенно влиять. Администрация Президента к 1 июня 2019 года, указом Президента должна была разработать методику определения этого показателя.

По публикациям в СМИ сложно измерить такой показатель, как «уровень доверия к власти» – многие издания зачастую финансируются региональными властями. А для оппозиции открывается широкое поле для деятельности – возможность манипулировать местной властью – путем организации уличных протестов и снижения уровня доверия населения к власти.

ОЦЕНИТЬ РАБОТУ ГУБЕРНАТОРОВ

На службе у власти работают специально разработанные программы, анализирующие интернет, настроения в сети, смысловую нагрузку сообщений, появившихся в сети. Эту опцию можно использовать для определения уровня «доверия населения к власти». Социально-активные пользователи Сети могут использовать фразы о «доверии» или «недоверии» к власти, а, быть может, и в ПО смартфонов будет встроена кнопка на экранах «ЗА/ПРОТИВ».

Но доступ к интернету есть все еще не у каждого жителя страны, и не у каждого есть способ внести свою лепту в реальную оценку уровня эффективности губернаторов, среди 15 ключевых показателей. Но у населения есть убедительная причина считать, что его «положение хуже губернаторского» – пустые кошельки. К сожалению, на «ключевые показатели эффективности» губернаторов это никоим образом не влияет. Да и влияние этих самых показателей на народ и власть – совершенно разное. Получается, что «страшно далеки они от народа», дальше, чем кажется.