Сотканный из цветного стекла, витраж переливается красочными отблесками. В любую погоду и время дня его «стеклянная радуга» приглашает в дом солнце.
Слово «витраж» произошло от французского «vitre» – стекло. Так называли собранные из кусочков стеклянные полотна в свинцовом переплете. Цветное стекло для наборных мозаичных полотен начали использовать еще в Древнем Египте. Остаткам древних витражей в Африке более пяти тысяч лет. А витражам, найденным в Риме, – более двух тысяч. В средние века французские и немецкие мастера стали создавать витражи для храмов – до сих пор готические витражи считаются лучшими в мире:
Традиционная технология производства витражей окончательно сложилась в XI веке и практически не отличается от современной. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташем, флюсом и известью (существует огромное количество вариантов). А сама техника создания витража в чем-то сродни мастерству портного: по эскизу «выкраивается» стекло, подбирается фактура и цвет деталей, которые затем соединяются при помощи металлических сплавов:
На рубеже XIX-XX веков, в эпоху арт-нуво, был изобретен новый способ крепления стеклянных элементов в витраже. Он получил название по имени своего создателя, Луиса Тиффани. Благодаря технике тиффани, витраж «спустился» с высоких потолков готических соборов в интерьеры дворцов, домов и общественных зданий. Однако остался таким же сказочно красивым.
Специфика тиффани состоит в принципиально ином способе соединения деталей витража – они спаиваются друг с другом по прямым и гнутым линиям, обернутые по контуру медной фольгой. Эта техника очень популярна и в наши дни – она позволяет создавать витражные полотна любого объема:
Еще одна технология изготовления витражей называется фьюзинг (спекание). На цельном пласте стекла, для создания желаемой рельефности, из кусочков цветного стекла и стеклянных гранул собирается рисунок будущего витража. Затем стекло разогревается в специальной печи до температуры 850° С и спекается в цельный пласт. Витражи, выполненные по технологии фьюзинг могут иметь различную форму, толщину и фактуру:
Сегодня витражи актуально использовать для декорирования жилых интерьеров. Витражами украшают оконные стекла, потолки, двери, ниши, зеркала, столешницы, плафоны, вазы, часы и светильники:
Как правило, это вещи ручной работы, ценность которых как произведений искусства со временем только возрастает. Не говоря уже о том, что интерьер, декорированный витражом, приобретает магическое своеобразие. Днем витраж рассеивает свет и впускает в дом солнечные лучи вместе с радужными бликами. Вечером – воспринимается как изысканная живопись с удивительным колоритом. При искусственном освещении стекло утрачивает прозрачность и проявляет свои зеркальные свойства: отражает свет ламп и мерцает подобно драгоценным камням:
Нет такого интерьера, где витраж пришелся бы некстати. И очень часто он становится центральной декоративной темой всего дома, связывая отдельные помещения в общий художественный контекст. Например, витражом в технике фьюзинг можно оформить перегородку, чтобы через кухню в холл поступал естественный свет:
Поскольку стекло хорошо «работает» со светом, витражами часто украшают потолочные конструкции. За плафоном обычно размещают светильники, расположенные рядом или на расстоянии друг от друга. Таким образом, композиция дополняется яркими бликами, которые придают помещению праздничный вид:
На самом деле, у витражей просто безграничные декоративные возможности. Но главное, что они всегда создают яркое настроение, независимо от вашего расположения духа, времени года или погоды за окном!
Источник: «Я Покупаю»