Найти тему
Рем Ворд

Досье на всех. Рабочие как народные лидеры. Иван Лихачев

Иван Лихачев. Рождение — 1896 г., с. Озерцы Тульской области….окончание сельской школы, работа слесарем на Путиловском заводе… во время Первой мировой войны — служба матросом на Балтийском флоте. С 1917 по 1921 гг. Лихачев — командир в частях РККА, и даже работник ВЧК. Далее — учеба в Горной академии и Ленинградском электромеханическом институте. Получение слишком многих, не всегда применимых на практике познаний претит будущему Народному Комиссару. Он оставляет ВУЗ и, по велению коммунистической партии, возглавляет Московский автомобильный завод (1926). Завод основан в 1916 г., до окончательного становления Советской власти успел выпустить около 1300 автомобилей «Фиат». Первое достижение МАЗ в СССР — выпуск в ноябре 1924 г. десяти полуторатонных грузовиков АМО-Ф-15. Интересно, что конвейерный «американец», даже с доставкой в страну Советов из-за океана, стоит в десять раз дешевле его, изготовленного на стапелях отечественного аналога.

Народные директор и писатель
Народные директор и писатель

Из маленького и плохо оснащенного предприятия, по сути — больших ремонтных мастерских 30-летний директор очень быстро создает автогигант. Иван Алексеевич посещает заводы Генри Форда в Америке, покупает «Бьюик», привозит в столицу, разбирает по частям, внедряет на ЗИС (с 1931 г. — «Завод имени Сталина») многие технологические новшества. В том же году на базе американского Autocar-5S создается АМО-3, первый полноразмерный грузовик в СССР. Лихачев лично участвует в автопробеге Москва-Ленинград. В 1934 г. объем выпуска автомобилей различных модификаций доходит до 100 000 в год.

АМО-3
АМО-3
Легендарный ЗИС-5
Легендарный ЗИС-5

В 1939 г. Лихачева назначают наркомом средней промышленности СССР. Что то идет не совсем так со скрупулезным «исполнением решений правительства» по «части соблюдения дисциплины» на производстве, и Ивана Алексеевича возвращают на завод. Основная идея мэтра автомобилестроения — «инициатива снизу на всех уровнях». Выпуск автомобилей достигает 150 000 в год. В октябре завод эвакуируют на Урал, где на его базе создаются несколько мощнейших высокотехнологичных предприятий различного профиля.

Важное достижение (на взгляд автора) — в 1951 г. предприятие ЗИЛ организует выпуск качественных холодильников для самых широких масс населения СССР.

Символ комфорта, после годов лишений в сталинских коммуналках. Теперь уже в личной "хрущевской" квартире - холодильник ЗИЛ
Символ комфорта, после годов лишений в сталинских коммуналках. Теперь уже в личной "хрущевской" квартире - холодильник ЗИЛ

И, конечно, весьма сомнительной моделью сотрудничества является создание, на основе документации и советскими работниками, Автомобильного завода №1 в Китае (1953). Позже это, подаренное СССР просто так, «для укрепления дружбы» предприятие получает название First Automobile Works (FAW), и до наших дней остается лидером автомобильной индустрии Поднебесной.

…Последний советский грузовик — ЗИЛ-4331, из общего объема 1,6 млн., выпущен заводом уже на грани распада СССР. В 2016 г. Администрация Москвы принимает решение отказаться от производства, разрушить оставшиеся здания, и использовать освободившиеся немалые площади для строительства элитных жилых комплексов.

…В 1953—1956 гг. Лихачев — министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Он не выходит на пенсию, и покидает этот мир в июне 1956 г. Московский автомобильный завод (МАЗ, бывший ЗИС, и «завод Пьетро Ферреро») получает имя И. Д. Лихачева (ЗИЛ).

Частная жизнь. Жена — Анна, и единственная дочь. Увлечения — страстный футбольный болельщик.