Найти тему

Я - учитель или "наседка"?

- Первый "А"!  Бегом ко мне! (Источник иллюстрации - Яндекс Картинки)
- Первый "А"! Бегом ко мне! (Источник иллюстрации - Яндекс Картинки)

(По следам некоторых комментариев)

Раздевалка после уроков - это муравейник с пчелиным ульем. Всё шумит, жужжит, сплошные движуха и суета. Радостный от того, что всё закончилось, народ с гиком вываливается на свободу. Я с плохо скрываемым облегчением провожаю своих второклассников. Как только я собираюсь развернуться и вприпрыжку ускакать из раздевалки, меня кто-то за рукав цап!

- Марьванна, я шапку потеряла! - Моя модница Лариска держит меня крепко.

Я горько вздыхаю, но бодрым голосом глаголю:

- Сейчас найдём твою пропажу! Рассказывай особые приметы.

- Такая розовая с помпоном.

Мы облазили все закоулки, осмотрели все крючки и коробки с потерянными вещами. Нет шапки. Лариска рыдает в голос: украли, ыыы...! Раздевалка тем временем опустела - все ушли. Опять идём по тем же местам: закоулки, коробки, крючки. И вот на одном крючке висит чья-то шапка: белая, без помпона, но с цветочком из стразиков.

- О, - обрадовалась Лариска, - вот же она! Нашлась!

- Слава Богу! А как же розовая с помпоном?

- Да это ж я вчера в ней была, а сегодня - в этой! Я просто забыла... Спасибо!

"И такая дребедень" - каждый день: то шапка, то сапог, то пенал, то телефон. То: "Марьванна, он мою поделку разломал!" То "Марьванна, она мне в записке плохое слово написала!" То: "Марьванна, за мной не пришли. Позвоните моей маме, а?"

Так кто же я - учитель или "наседка"? Да и то, и другое. Дети-то у меня учатся маленькие, от мамкиной юбки пока не оторванные. Так что деваться мне некуда. Могу, конечно, сделать морду кирпичом и сказать: "Моё дело - вас математике с русским научить и ВПР с МЦКО с вами написать. А ваши сапоги я искать не обязана!"

Но вот стоит передо мной горько рыдающий пацан: куртку потерял, коленку разбил, с другом поссорился и т.п. И что делать? Сказать ему: "Пошёл на х@р, мальчик. Ты мне за 3 копейки ваще не интересен", или помочь? Предпочитаю всё-таки помочь. Он ведь человек. Маленький. Имеет право на помощь, понимание и вообще человеческое отношение. Потому что и я сначала человек, а потом уже учитель, предметник и т.п.

Но вот перешёл человек из 4-го класса в 5-й. Он же не стал сразу, по щелчку, взрослым, суперсамостоятельным и беспроблемным учеником. Ему время на адаптацию надо. Он - вчерашний четвероклассник. Растеряется сначала, обстановка-то опять новая. Особенно, если и здание школы незнакомое. Но в силу возраста подросток привыкнет к новой обстановке, к счастью, быстрее, чем первоклассник - за месяц, максимум за два.

Шестиклассник Константин прислал мне электронное письмо: "...Хочется сказать, что в вашем посте про 5-й класс я прям себя под конец узнал, приятно даже стало. Но к переходам из кабинета в кабинет я быстро привык..." (Так что не с потолка я пишу свои статьи. Вижу и своих бывших учеников и внимательно слушаю, что они рассказывают о своих ощущениях в средней школе.)

Потому и прошу коллег из средней школы быть повнимательнее к пятиклашкам. В период их адаптации (месяц-два) классному руководителю таки придётся побыть "нянькой-наседкой". Дальше всё наладится и начнётся нормальная "взрослая" жизнь.

А вообще очень нужен конструктивный диалог между учителями начальной и средней школы. Но не переходящий во взаимные обвинения, как это часто бывает. Или в пренебрежение: вот у нас работа, а вы так, балду гоняете. Такое тоже бывает.

Диалог должен выявить "подводные камни", которые мешают детям адаптироваться в 5 классе, а учителям добиться лучших результатов обучения. И воспитания, конечно. Это всем выгодно.

И будет у нас тогда настоящая преемственность... Мечта?