Особенности национальной зимы накладывают существенный отпечаток на эксплуатацию автомобиля. В большинстве регионов нашей необъятной зима сурова, что предъявляет повышенные требования к техническому состоянию авто. В этой статье мы рассмотрим подготовку автомобиля к зиме.
Зимняя резина
Первое и самое очевидное – это смена резины на зимнюю или всесезонную, если до этого у вас стояла летняя. Но вопрос не так прост, как это представляется на первый взгляд. В общем случае обычно советуют приобрести зимние шины проверенного производителя на все колеса авто и произвести их установку в специализированном сервисе (шиномонтаже) по времени примерно за месяц до предполагаемого наступления холодов. Как правило это делается в октябре-ноябре. Есть несколько вопросов, на которые стоит обратить внимание автомобилиста.
1. Приобрести ли только шины или шины вместе с дисками? Это зависит от условий эксплуатации вашего авто. Если у вас такси или другая коммерческая техника, которая “наматывает” большой пробег, то шины как и диски являются для вас расходным материалом. Шины и диски при жесткой эксплуатации убиваются регулярно, и на шиномонтаже вы бываете гораздо чаще, чем два раза в год. В этом случае покупка дисков, приуроченная к переобувке, не имеет большого смысла. Сегодня поставили новую резину, через месяц уже поехали за новым баллоном, еще через месяц треснул или погнулся диск и т.д.
Если же эксплуатация авто не такая жесткая, и у вас есть основания считать, что одного комплекта вам хватит на два-три года, то зимнюю резину следует покупать вместе с дисками. Переобувка машины в таком случае будет во много раз дешевле и быстрее. В переходный период у шиномонтажа всегда длинные очереди (даже по записи), а сами монтажники поднимают цены на работу. Если же у вас резина на дисках, то возможно пройти вне очереди, так как перекинуть четыре готовых колеса занимает несколько минут. И за работу вы заплатите копейки. С вас могут взять еще за балансировку, но можно избежать и этого. Надо лишь купить резину и диски в том магазине, где есть собственный шиномонтаж и балансировочный стенд. При покупке вам все соберут и отбалансируют, останется только поставить. Если вы не хрупкая барышня, то поставить сможете и сами. А другие в это время будут записываться, стоять в очереди и переплачивать деньги.
2. Ставить ли зимнюю резину на все колеса или достаточно двух по одной оси? Это зависит от ваших финансовых возможностей и марки вашего автомобиля. Лучше поставить на все четыре колеса. Но иногда достаточно и двух зимних колес впереди или сзади. На автомобиль с задним приводом ставят назад, на переднеприводном – вперед. На некоторые заднеприводные автомобили (Газель, легкие грузовики, микроавтобусы) зимнюю резину также ставят на передние колеса. Это связано с более тяжелой передней частью автомобиля. Если развесовка авто сделана в пользу передней части, то зимняя резина сзади лишь немного добавит проходимости по снегу (очень немного), а на передней оси существенно улучшит управляемость машины на скользком покрытии.
Еще раз следует заметить, что выбор передней или задней оси для установки зимней резины следует только из недостатка финансовых средств. Если средства позволяют, то ставить зимнюю резину следует на все колеса.
3. Какой зимний протектор лучше, ставить ли шипы? Выбор рисунка протектора или шипов зависит от условий эксплуатации вашего автомобиля. Слишком рельефный (внедорожный) протектор в условиях городских улиц не нужен. Он необходим, если вы регулярно передвигается по заснеженной дороге. Для города в большинстве случаев достаточно обычного зимнего или всесезонного рисунка.
Наличие или отсутствие шипов намного важнее того, какой рисунок протектора имеют ваши зимние шины. Именно шипы обеспечивают устойчивость и управляемость автомобиля в сложных дорожных условиях. Если у вас уже есть зимняя, но не шипованная резина, ее можно ошиповать. Многие шиномонтажные мастерские предлагают установку шипов. Но лучше сразу приобретать зимнюю резину, ошипованную в заводских условиях. И важно помнить, что никакая резина с шипами не поможет, если нет навыков зимнего вождения.
Техническое состояние автомобиля
Зимняя эксплуатация – это трудное испытание для всех систем и агрегатов автомобиля. Перед зимой стоит сделать подготовительное ТО.
Особое значение имеет аккумулятор. Холодный пуск двигателя зимой требует много энергии, и у старого аккумулятора, нормально работавшего летом, ее может просто не хватить. Аккумулятор должен выдавать положенный заряд (и держать его продолжительное время), плотность электролита должна быть не меньше установленной. Если у вас обслуживаемый аккумулятор, нужно купить ареометр. К нему обычно полагается инструкция, которая содержит таблицу установленных плотностей электролита. Заряд аккумулятора проверяется специальным прибором, (в народе называется “вилка”). Он присутствует у автоэлектриков и в местах продажи и обслуживания аккумуляторов.
Мощность аккумулятора должна соответствовать вашему авто. Так, если к вашему авто по инструкции нужен аккумулятор мощностью 55 А/ч, то не стоит приобретать более мощный в расчете на то, что будет лучше работать зимой. Скорее всего будет наоборот. Более мощному аккумулятору хронически не будет хватать зарядки, которую выдает ваш генератор. Постоянный недозаряд сокращает срок службы батарейки. Также, более мощный аккумулятор создает лишнюю нагрузку на стартер и другие агрегаты двигателя. Есть вероятность выхода их из строя по этой причине.
При использовании менее мощного аккумулятора (по сравнению с положенным) заряда может просто не хватить для пуска холодного двигателя. Поэтому используем батареи именно той мощности, которая указана в технических данных автомобиля.
Моторное масло перед зимой следует поменять вместе с маслянным и воздушным фильтрами. Замена трансмиссионного масла обычно не требуется. Главное, чтобы был “уровень”. Тосол (антифриз) в системе охлаждения можно не трогать (конечно, если водой не разбавляли), но проверить и подтянуть хомуты всех патрубков не помешает. Это актуально, так как в мороз патрубки становятся более жесткими, часто в местах соединений образуется протечка тосола (антифриза). Согласитесь, не очень приятно, если в мороз из-под панели приборов в салон авто вдруг закапает охлаждающая жидкость.
Если свечи зажигания давно не менялись, то перед зимой самое время их заменить. Следует проверить высоковольтные провода и другую электропроводку. Для зимней эксплуатации из электрооборудования особенно важны осветительные приборы. От них будет зависеть ваша безопасность в темное время суток. Мы помним, что зимний день намного короче летнего и ездить в сумерках (утренних или вечерних) приходиться каждый день.
Следует позаботиться и о хорошей обзорности. Проверьте работу обогревов стекол (если они есть) и дворников. В бак омывателя стекол на зиму нужно заливать только специальную незамерзающую жидкость, нельзя использовать воду или какие-то ПАВы (типа Фейри+спирт). Покупать “незамерзайку” только в специализированных магазинах. Иначе можно нарваться на неизвестный “чудо” состав, который испортит вам дворники и уплотнители лобового стекла.
О том, что перед зимой необходимо проверить работу системы отопления салона, мы говорить не будем, это и так ясно. От этого зависит не только ваш комфорт зимой, но и безопасность. Стекла должны быстро отогреваться, не должны потеть и т.д.
Многие водители используют специальные “намордники”, закрывающие радиатор. Это уместно, если автомобиль старый или отечественный. Новые автомобили иностранных марок этого не требуют, так как рассчитаны на работу и при очень низких температурах. Но если вы живете в Якутии и – 40 С не предел, то стоит подумать о защите от холода даже “японца” с “немцем”.
Зимний инструмент и полезные мелочи
Для зимней эксплуатации автомобиля могут понадобиться некоторые инструменты и полезные мелочи. Различные щетки, сребки для стекол, лопатки для снега никогда не будут лишними. Стоит возить с собой запас жидкости для омывателя стекол и баллончик жидкости WD-40. “Вэдэшкой” очень хорошо размораживать замки. Для “прикипевших” гаек она тоже пригодится.
Провода для “прикуривания” от чужого аккумулятора нужны очень редко. Без них можно и обойтись. А вот буксировочный трос может потребоваться, зимой в автомобиле он должен быть в наличии. Учтите, что не все тросы “одинаково полезны”. Магазинные тросы в форме ленты рвутся даже при небольшом усилии. Лучше приобрести трос со стальным сердечником или полностью стальной. Как вариант подойдет крепкий капроновый канат, который можно купить в хозяйственном магазине. Необходимо предусмотреть на автомобиле места крепления троса. На многих моделях автомобилей штатные места крепления буксировочного троса плохо выполняют свою функцию. Они мелкие и находятся в окружении хрупких пластиковых деталей. Поэтому стоит заранее выяснить, как и за что можно безопасно цеплять машину, чтобы при буксировке чего-нибудь от нее не оторвать.
В завершение статьи напомню, что главной деталью автомобиля (и зимой и летом) является водитель. Именно от вас, ваших знаний и навыков зависит надежность и безопасность эксплуатации автомобиля зимой.