Уверен, что среди читателей есть те, кому отказали в страховой выплате. Я, правда, могу не учесть абсолютно все моменты, но самые основные постараюсь затронуть.
Самый понятный и простой отказ, это если у виновника нет полиса ОСАГО. Думаю, здесь все просто, нет полиса ОСАГО, значит гражданская ответственность не застрахована, придется судиться с виновником ДТП и получать выплату по решению суда. Либо хороший юрист вам в помощь, либо покупаете дополнительную страховку которая покрывает такие случаи. Лично у нас есть всего две такие компании, которые нормально работают по данному полису.
Если виновник ДТП был пьян, то по договору ОСАГО, страховая компания все же обязана возместить ущерб, а далее затребовать возмещения суммы с виновника данного ДТП. Знайте, что если компания отказывает в выплате по данному случаю, то такие действия являются незаконными.
Еще один распространенный случай, это если вы купили полис ОСАГО у мошенников. С нами произошел забавный случай. Приехали мы в Абакан, чтобы найти партнеров для покрытия и расширения своей территории, начали изучать рынок ОСАГО. Натолкнулись на ребят, точнее на их визитку, выяснили что они якобы работают по франшизе, от какой-то интернет платформы. Начали проверять по знакомым, выяснилось, что ребята брали сумму полиса ОСАГО, оформляли его как какое-то ТС где мало лошадиных сил, куча ошибок в вин номере, ставили самую дешевую прописку, указывали водителя с 50% скидкой, и к примеру, по их данным стоимость полиса выходила 4000 рублей, а с клиента брали 10000 рублей, разницу на карман, а полис просто редактировали в PDF редакторе, печатали и отдавали на руки. Такой способ раскроется только в результате обращения в Страховую Компанию.
Неверно заполнен евро протокол. Здесь прошу заметить, что компания может отказать только в том случае, если в евро протоколе не отмечено что виновник признает свою вину. Мы рекомендуем обозначать виновность что в схеме ДТП (замечания), что в описании о ДТП. Не забывайте ставить подписи (обязательна со стороны виновника ДТП). И не забывайте, что страхуется Гражданская Ответственность, а не автомобиль, так как в евро протоколе присутствует пункт с вопросом, застраховано ли транспортное средство, если у нас нет полиса КАСКО, то здесь мы галочку не ставим. Так же нужно понимать, при каких случаях можно заполнить евро протокол, а при каких нужно обращаться в ГИБДД.
В данном случае компания возможно и выплатит сумму пострадавшему лицу, но, по отношению к виновнику, она вправе в течение трех лет с момента обращения предъявить регресс. Стоит описать, что такое регресс простыми словами. Это законные требования взыскать уплаченную сумму через суд с виновника ДТП. По нашей практике часто бывает так, что требования компании незаконны, расчет здесь более на удачу. Требования высылаются заказным письмом по адресу прописки виновника ДТП, а сам человек проживает по другому адресу, и возможно он даже знать не знает, что ему приходят судебные письма, а не явиться в суд – это значит проиграть судебное дело. Так что проверяйте свои почтовые ящики по адресу прописки.
Так же на нашем опыте есть отказ страховой компании в выплате из-за недействующего полиса ОСАГО. Полис на самом деле был действующий, это хорошо видно, когда мы проверяли данный полис ОСАГО в базе РСА. Начали выяснять в чем же дело. Оказалось, что страхователь после оформления полиса ОСАГО онлайн, не увидел галочку на добровольное страхование жизни за 300 рублей, написал заявление на расторжение страхового полиса добровольного страхования жизни. Все так и указано в заявлении. В компании сотрудники совершили ошибку и расторгли оба договора страхования. ОСАГО и добровольное страхование жизни. С того момента полис ОСАГО прекратил свое действие. Деньги выслали обратно на карту страхователя, а назначение не указали. В итоге было совершено ДТП, после которого было получено 2 отказа в выплате. В этом случае можно добиться справедливости, но опять же через суд.
Естественно, отказы в выплате можно ожидать абсолютно по любой причине, просто держите все документы и чеки всегда в надежном месте, они в любой момент могут пригодиться. Один случай из жизни – это когда товарищ стал виновником ДТП. Все вроде хорошо, за него выплатили пострадавшим (во множественном лице так как в ДТП участвовало более двух автомобилей). Но буквально через месяц ему пришла претензия с требованием вернуть деньги в страховую компанию, на основании того, что он не продлил свой полис ОСАГО. Естественно он взял чеки, и пошел в Страховую Компанию разбираться. Ему повезло и все разрешилось легко, компания извинилась и больше не предъявляла никаких претензий. На мой взгляд здесь сыграли роль несколько факторов. Первое - это то, что он покупал полис у надежного страхового агента, второе – это то, что он продлевал полис в страховой компании и сохранил чеки. Все могло закончится судебными разбирательствами.
Регресс – это вообще больная тема. Так как не всегда, или даже практически никогда мы с вами не читаем условия договора, есть много нюансов, в каких случаях могут потребовать вернуть деньги в страховую компанию. Один из самых распространенных способов я приведу на простом примере.
К примеру, я попал в ДТП. Вину я свою признаю, составляем со вторым участникам евро протокол, и со спокойной душой и разбитым бампером отправляюсь по своим делам. Потом узнаю, что потерпевшему выплатили при том неплохую сумму. А я остаюсь с аварийным коэффициентам и в течение 2ух лет думаю, что нужно было решить вопрос на месте, чтобы не платить такую огромную сумму за полис ОСАГО. На третий год мне прилетает регресс от страховой компании с требованием вернуть уплаченную за меня сумму. А все потому что, согласно договору, я в пяти дневный срок не оповестил свою Страховую Компанию о том, что я был участником ДТП. И по закону они правы, суд будет на их стороне, а мне жизнь в дальнейшем станет менее сладка.
На момент написания статьи вышел закон, что с 01.05.2019г. обязанность уведомлять страховщика в случае оформления ДТП, согласно евро протоколу, остается, однако ответственность в виде регрессного требования возврата страховой выплаты по данному случаю отсутствует. Так что данная тема теперь касается только тех, кто попал в ДТП до 01.05.2019г.
Верна ли такая политика со стороны страховой компании? Возможно и да, но не забываем, что Россия — это страна отношений, и в таком моменте доверие к Страховым Компаниям равняется нулю. Здесь нужно понимать, что более важно: остаться на данном этапе в плюсе или повысить свой рейтинг доверия со стороны граждан. Не все компании такие, но многих этот алгоритм вытащил с глубокого кризиса. Опять же, на мой взгляд, лучше искать другие рентабельные выходы.
Есть еще огромное количество нюансов, оставляйте комментарии, делитесь этой статьей, и я раскрою эту тему еще более подробно, только в том случае, если это действительно вам интересно!
Первоисточник: АВ-Страхование.рф
Автор: Максим Усов