Найти в Дзене

SMM тема, популярна она сейчас, поздно заходить или нет?

Оглавление

Аббревиатура “SMM” расшифровывается с английского как “social media marketing” и переводится как “маркетинг в социальных сетях”

Как становится понятно из названия, SMM не предполагает работу на сайте компании, все действия совершаются в соцсетях. Социальные сети - это онлайн платформы с огромным количеством личных страниц пользователей, которое увеличивается ежедневно.

Несмотря на то, что сегодня существует довольно много подобных площадок, для отечественного рынка наиболее перспективными являются ВК, Фейсбук и Инстаграмм. Также за последнее время стал очень популярен кроссплатформенный мессенджер Telegram. Почему же социальные сети стали так востребованы среди владельцев бизнеса?

  • Огромное количество людей в одном месте. Плюс открытый доступ к их личным данным (пол, возраст, место проживание, интересы и прочее). Это значительное преимущество перед “классическими” видами рекламы (тв, печатная продукция и т.д.). Вы можете как расширять так и сужать видимость Вашего рекламного сообщения, таргетируясь на определенный контингент.
  • Отличная обратная связь. Наличие обширного функционала в социальных сетей побуждает людей проявлять любые типы активности. Осуществляется это через подписки, лайки, репосты, комментарии, просматривание рекламы и участие в конкурсах.
  • Быстрое распространение информации. Пользователи уже давно привыкли получать всё в одном месте. Все о свежих новостях, работе и развлечениях теперь можно узнать не выходя за пределы одной соцсети! Например, купить одежду или обучающий курс стало легко и просто, сделав всего пару кликов.
  • Обновленный функционал социальных сетей позволяет разместить продукцию или услугу на личной странице или в фирменном сообществе. Так Вы сможете выгодно преподнести товар, доходчиво рассказать о нём, привлечь потенциальных клиентов и продать.

Материальная экономия. Персональные сайты требуют немалых вложений. Сначала необходимо заплатить за разработку, а затем регулярно оплачивать хостинг. Что же касается соцсетей, то здесь риски минимальны. Придётся потратить лишь своё время и немного денег на продвижение.

Главной особенностью SMM продвижения является общение с аудиторией потенциальных и фактических клиентов, которые не приемлют открытую рекламу, и поощряют ненавязчивое размещение полезной и интересной информации от страницы компании, бренда или от ее/его представителя.

Кто такой SMM-специалист

Соответственно, SMM-менеджер — это специалист, который работает в социальных сетях с целью популяризации бренда, компании или отдельной персоны. Что входит в его обязанности?

Обязанности SMM-специалист

  • анализ рынк
  • разработка стратегии продвижения
  • расчет бюджета на создание контента и таргетированную рекламу
  • создание контента
  • копирайтинг
  • контроль рекламных кампаний
  • повышение уровня доверия аудитории к бренду
  • модерация комментариев
  • повышение количества и активности участников в сообществах
  • анализ аналитики и корректировка действий по продвижению
  • ведение статистики и составление регулярных отчетов

Приведенные выше обязанности могут отличаться в зависимости от требований работодателя. Например, иногда к обязанностям SMM-менеджера добавляются задачи специалиста по таргетированной рекламе. Часто эти две специальности и не разделяют вовсе.

Вернемся же опять к обязанностям SMM-щика. Условно их можно распределить на 3 этапа относительно любого проекта.

Этапы работы SMM-специалиста

  • SMM-стратегия или создание плана продвижения. В этот подготовительный этап входит сбор информации по рынку продвигаемого продукта, определение конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон, выбор социальной сети для продвижения. На основании полученной информации определяются.
  • Создание и наполнение страницы. На этапе реализации проекта SMM-специалист активизируется в выбранных соцсетях, создавая и наполняя сообщество от имени компании. Делать он это может как самостоятельно, так и привлекая подрядчиков (фотографов, дизайнеров, копирайтеров и других). В наполнение также входит общение с подписчиками и модерация комментариев.

Третий этап является ключевым для SMM-менеджера, так как наглядно демонстрирует результат его работы. От конечного “выхлопа” зависит его профессиональный успех. Ведь даже проделав качественную работу по планированию, дизайну и наполнению сообщества, специалист не сможет защитить свой проект, если тот не достиг оговоренной цели.

Причиной может стать неправильно выбранная стратегия или соцсеть, плохой анализ конкурентов и даже сам продукт. Поэтому хорошего СММщика от плохого отличает то, как быстро он проанализировал сложившуюся ситуацию, выявил свои и чужие ошибки и выстроил новое решение. И это далеко не весь список качеств, по которым компании выбирают для себя SMM-менеджера.

Требования для SMM-менеджера

Теперь становится понятно, что SMM менеджер — это универсальный специалист, чья деятельность заключается в профессиональном управлении процессами в рамках социальной платформы бренда, а иногда и другими специалистами.

Наличие каких качеств и навыков поможет Вам на в профессии SMM-специалиста?

  • Богатый словарный запас и грамотная речь

СММ-щик должен уметь доносить информацию красиво и вкусно. Если по сочинениям в школе у Вас были пятерки за содержание, то эта профессия Вам подходит :) Грамотность здесь тоже важна, однако не в такой степени. Исправить ошибки перед публикацией можно и с помощью программ, но вот при общении с подписчиками важна скорость и оперативность.

  • Живой интерес ко всему происходящему в мире

Около 75-80% постов успешных страниц составляет реакционный контент на какое-либо событие. Хороший СММщик сможет использовать даже самую далекую от продвигаемого им продукта новость как полноценный инфоповод.

  • Знание интерфейса социальных сетей

Помимо умения красиво писать и быть в курсе новостей, нужно уметь пользоваться социальными сетями. Изучите не только функции для личного аккаунта, но и возможности для сообществ. Также ознакомьтесь с правилами каждой соцсети. Их несоблюдение может стоить вам аккаунта и работы.

  • Коммуникабельность и неконфликтность

Если Вы не любите людей или считаете себя интровертом, то SMM - точно не Ваша область. Здесь постоянно нужно общаться и делать это оперативно, иначе Ваших потенциальный клиентов перехватят более общительные конкуренты. Важно также не заводиться от критики и в спокойной манере отвечать даже на не самые адекватные сообщения

  • Базовое понимание маркетинговых коммуникаций

Термин SMM не спроста включает в себя слово “маркетинг”. Даже начинающий специалист должен иметь базовые знания о рекламе. К этому относятся и ее типы (прямая, скрытая) и варианты позиционирования (лидерство / дифференциация / фокусирование), и способы (формирование УТП и стратегии).

Какие навыки будут преимуществом?

  • Умение работать в графических редакторах / навыки фотографа

Редкий работодатель сможет позволить себе и SMM-специалиста и дизайнера (копирайтера / фотографа и т.д). Как правило, сммщик самостоятельно делает или ищет изображения для постинга. Поэтому владение камерой и фотошопом очень поощряется.

  • Навыки копирайтинга

Про владение русским языком уже было сказано, но это относилось скорее к личным качествам, нежели к реальному опыту написания текстов презентационного и рекламного характера. Опытный сммщик должен уметь популяризировать товар, компанию, услугу, человека или идею посредством текста. Или уметь определять таких людей для сотрудничества.

  • Навыки продаж

Установление контакта; выявление потребностей и целей; презентация; работа с возражениями; закрытие сделки. Если эти пять этапов Вам знакомы, то можно сказать, что Вы знакомы с базовыми этапами продажи. По их принципу, как правило, выстраивается диалог с любой аудиторией. В дальнейшем Вы можете изменять его как считаете нужным, но знание основ может очень Вам помочь.

  • Навыки и опыт ведения таргетированной рекламы в соцсетях

Помимо бесплатного функционала для сообществ в соцсетях есть также платное размещение, которое называется таргетированной рекламой Это отдельное направление СММ, под которое часто нанимается отдельный человек. Если же Вы сможете овладеть и этим навыком, то увеличите Ваш заработок в несколько раз.

Оценка работы SMM-специалиста (KPI в SMM)

Итак, представим, что Вас - счастливого обладателя всех перечисленных выше качеств взяли таки на должность SMM-менеджера. Какие цели работодатель непременно поставит перед сотрудником, продвигающим его бренд в соцсетях? Если работодатель не очень разбирается в SMM или пробует его впервые, то цели можете задать и Вы сами. Главное, чтобы степень их достижения можно было измерить и сравнить с исходным уровнем.

Если вы хотите привлечь подписчиков, повысить охваты и продажи, обязательно четко формулируйте – насколько выше от начального уровня и за счет какого бюджета.

Для этого рассмотрим основные KPI (ключевые показатели эффективности) для оценки работы SMM-менеджера.

Условно KPI в SMM делится на три типа:

  • Охват (количество людей, увидевших публикацию). Важен при выведении на рынок нового продукта или для обращения внимания на крупный бренд, повышении узнаваемости и маркетинге
  • Вовлеченность (подписки, лайки, репосты, комментарии, сообщения). Показатели вовлеченности особенно важны при продвижении дорогостоящих продуктов и услуг. Для небольших компаний, инфобизнеса и индивидуальных предпринимателей уровень доверия потенциальных клиентов также будет основным двигателем продаж.
  • Достижение целевого действия (полученные заявки, горячие звонки, продажи). Тут все понятно :) В этих действиях “зарыта” реальная прибыль, которая нужна всем без исключения.

Как же SMM-специалист сможет понять, что изменения охвата, вовлеченности и целевых действий - результат именно его деятельности?

Чтобы четко отслеживать трафик из соцсетей можно спрашивать клиентов, где они нашли информацию, раздавать разные коды на скидки онлайн и офлайн, отслеживать трафик через UTM-метки с установленными в Яндекс или Google метриках целями.

На основе полученных данных, SMM-менеджер должен посчитать стоимость подписчика, перехода на сайт, в группу, цену полученной из соцсетей заявки или продажи. Отчеты SMMщика должны быть максимально простые, содержать цифры и подтверждающие скриншоты из рекламного кабинета и страницы статистики сообщества или аккаунта.

Основной ориентир оценки SMM-продвижения для работодателя – это не увеличение/уменьшение количества подписчиков и охватов, а конверсия в целевые действия и ее стоимость. Итак, как же SMMщикам удается продавать через соцсети?

Инструменты SMM-специалиста в 2019 году

Посты-Лонгриды

Длинные посты в социальных сетях снова становятся популярными. Однако, это не значит что нужно превращать каждую публикацию в книжную главу. Старайтесь рассказывать интересные истории, например, в определенный день недели.

Короткий видеоконтент

Большой популярностью пользуются короткие видеоролики. Например, различные лайфхаки или новости. Специалисты прогнозируют, что данный SMM-тренд в 2019 году займет до 80 процентов всего трафика. Важный момент - субтитры, так как далеко не все имеют возможность смотреть видео со звуком.

Чат-боты

Еще один полезный бизнес-инструмент – чат-боты. Это специальные программы, которые заменяют собеседников в мессенджерах. Данный инструмент помогает не упустить потенциального клиента, ответив на его сообщение сразу же.

Интерактивный контент

Всевозможные розыгрыши,конкурсы, опросы,игры и тестирования, в которых можно поучаствовать просто сделав пару кликов. Данный инструмент обладает вирусным эффектом и быстро распространяется по сети.

Микроинфлюенсеры (Micro Influencers)

На первый план выходят небольшие блогеры, у которых до 150 тысяч подписчиков. А вот крупные лидеры мнений с миллионными аудиториями теряют свои позиции в сфере SMM-продвижения. Причиной тому - более живая и лояльная аудитория.

Рассылки от сообществ в Инстаграм и Вконтакте

Приложение для Вконтакте, которое рассылает личные сообщения от лица сообщества. Открываемость таких сообщений составляет 90%. Из которых 20% получают ответ, а это уже непосредственный диалог с потенциальным клиентом.

Highlights Stories в Инстаграме

Усовершенствованные сторис под названием Хайлайт Сторрис или «Ключевые моменты». Теперь истории можно закреплять в своем профиле на все время, а не только на 24 часа.Также объединять их по темам. Это как полноценные посты, но с интерактивными элементами вроде опросов и рабочих ссылок.

IGTV в Instagram

Эта платформа, которая дает возможность добавлять в Instagram длинные видеоматериалы до одного часа. Посетили интересное мероприятие или записали мастер-класс - покажите это подписчикам.

Прямые трансляции или стриминг

Речь идет именно о живых трансляциях в режиме онлайн, без правок и монтажа. Проводите обучающие мероприятия или отвечайте на вопросы пользователей в ограниченный период времени. Главное - не забыть красиво анонсировать трансляцию.

Ведение страниц компаний от лица определенного человека (или нескольких)

С помощью такого инструмента можно придать бизнесу человеческое лицо и заслужить доверие пользователей. Кроме того, здесь свою роль играет психологический фактор, ведь каждому человеку хочется живого общения, а не холодного формального ответа на заданный вопрос.

Типичные ошибки SMM-специалиста

Чтобы избежать совершения ошибок, старайтесь всегда быть в курсе нововведений соцсетей, изучайте чужие кейсы и общайтесь другими СММщиками в тематических группах и сообществах. А мы пока пройдемся по самым распространенным ошибкам новичков.

№1 Чем больше постов и хештегов, тем лучше

До появления умной новостной ленты, генерируемой лично под пользователя, посты в соцсетях планировалась в строгих временных рамках. Выработался даже определенный “прайм-тайм” для публикаций. Сейчас это неактуально - посты должны быть в первую очередь интересными, а не частыми. Чем активнее подписчики взаимодействуют с вашими публикациями, тем чаще видят их в своей ленте, независимо от времени суток.

Хештеги - тоже “старички” в плане продвижения. Ранее ими злоупотребляли все кому не лень. Сейчас же их переизбыток под одним постом дает сигнал соцсети о том, что этот пост может быть спамным. Например, Вконтакте исключает из поиска записи с более 10 хештегами.

№2 Удаление негатива

С негативными комментариями пользователей нужно работать. Своевременно реагируйте, признавайте ошибки или спокойно указывайте на них, если в данной ситуации нет вины компании. Ведь удаление одного неудобного комментария спровоцирует появление пяти новых.

Старайтесь быть оригинальным. Это касается всего - создавайте уникальные изображения, тексты и видео. Соцсети уже научились распознавать плагиат и наказывать за него

Где и как учиться на SMM-специалиста?

Итак, мы разобрались с требованиями, инструментами, KPI и ошибками SMM-менеджера и решили, что эта профессия - для нас. Как и где получить необходимые знания и сертификаты?

Пройти платное обучение на SMM-специалиста

На сегодняшний день существует огромное количество платных курсов по SMM-продвижению. Выбирайте те, в которых предлагают:

  • заказчиков для получения Вами опыта и кейсов
  • домашние задания, которые проверяет лично организатор курса
  • быстро получаемый результат
  • сертификаты о прохождении
  • учебные материалы, которые останутся у Вас после прохождения курса

Если Вам тяжело выбрать из множества курсов, то старайтесь ориентироваться на те, которые проводят крупные и популярные SMM-сервисы вроде Tooligram или рекламные агентства и учебные заведения.

Пройти бесплатное обучение на SMM-специалиста

Перечисленные выше пункты обучения относятся и к бесплатным курсам. Просто здесь они скрыты под наживкой “Бесплатно”. Их конечная цель - продать Вам платный курс. Бесплатно Вы, как правило, сможете получить только:

  • знания об особенностях интерфейса социальных сетей
  • поверхностную и неполную информацию

К исключениям можно отнести курсы Completo и Икры. Плюс на YouTube и Вконтакте можно найти множество бесплатных видео курсов. Но за их просмотр, к сожалению, не дают сертификатов :)

Самостоятельное обучение

Путь, который потребует от вас большой усидчивости и более длинного отрезка времени. Как же Вы сможете обучиться SMM самостоятельно?

  • Читайте блоги и руководства от крупных SMM-сервисов и агентств. Это поможет Вам составить общее представление.
  • Подпишитесь на крупные сообщества СММ-щиков в социальных сетях. Как правило, в них всегда идут активные споры и обсуждения чужих рекламных стратегий или разборы вопросов от самих специалистов. Это в определенной степени может заменить опыт и кейсы.
  • Следите за успешными аккаунтами и сообществами. Так Вы сможете набрать множество идей и вариантов для каждой отрасли. А также получить навыки общения с аудиторией, наблюдая за комментариями.