Найти тему
Изучаю людей

Педагогическая кукла - самая полезная игрушка для ребенка.

Или вся педагогика в одной игрушке. Вы читаете блог многодетной мамы и логопеда, и в этой серии статей я рассказываю про вальдорфскую педагогику, а сегодня - про вальдорфскую куклу .

Я уже писала, что, изучая различные методики, нашла вальдорфскую методику наиболее полно изучившей детскую психику, понявшей душу ребенка.

В этой педагогике нет бессмысленного и непродуманного, а как выглядит осмысленное отношение к ребенку - сейчас расскажу на примере одной игрушки. Вальдорфской куклы.

Сначала вообще что из себя представляет эта кукла. Эта кукла сшита или связана вручную из натуральных материалов - хлопкового трикотажа, велюра, и тп, набита непряденой овечьей шерстью.

При ее изготовлении мастер следует определенным принципам - кукла должна и внешне, и по ощущениям напоминать живого ребенка. Это достигается при хорошем знании и воспроизведении пропорций детского лица и тела, а также определенной технологии набивки, при которой головка куклы твердая и тяжелая, а тельце достаточно мягкое и пластичное.

Правильная вальдорфская кукла теплая в руках и тактильно приятная, дети любят спать с такими куклами - в отличие от жёсткой и холодной пластиковой, такая кукла в качестве товарища для сна гораздо приятнее и естественнее.

А ещё правильная вальдорфская кукла часто вызывает удивление - как это, три точки на лице - глаза и рот, а то и вовсе нет лица, а ощущение живого ребенка - полное!

-2

А теперь перехожу к самому главному. Очень популярны вальдорфские куклы с длинными волосами, наборами одежды и обуви - но ни один грамотный вальдорфский педагог и родитель не купит такую куклу ребенку младше пяти лет. Какую купит?

Фотографию куклы, предназначенной грудничку, я даже не нашла в интернете. Мастера таких не делают - невыгодно. И просто - такую куклу своему ребенку может сделать и сама мама. Как правило эта кукла сделана из фланели и представляет собой круглую головку без глаз и носа, и туловище с руками-узелочками. Почему именно такая кукла? А такая, каким ребенок СЕБЯ видит и ощущает. Он пока - голова. В три месяца - ещё и ручки. Вот и у куклы есть голова и ручки, и пока больше ничего.

-3

Что-то вроде вот этого. Но эта кукла не совсем правильна - слишком сложна.

После полугода малышу достанется кукла посложнее - вот такая.

-4

Лица нет, но как похожа на сидящего полугодовасика, не находите? Такая кукла пластична, принимает любые позы, удобна для детских ручек, не содержит мелких деталей, которые малыш может оторвать и проглотить, и не содержит деталей, малышом ещё непознанных.

В год ребенок встаёт на ноги, и с этого момента его кукла - малыш в пришивном комбинезоне.

-5

Эта кукла менее пластична, по сравнению с предыдущим этапом, у нее могут быть по-другому проработаны ноги, и она будет стоять, как стоит сам малыш. У нее из под шапочки уже может выглядывать челка, но никаких сложных причёсок и длинных волос - малыш не дорос, волосы будут ободраны или обсосаны. Появляется лицо - ведь годовалый ребенок уже знаком с его деталями, и может их показать на себе и другом человеке.

Позже, ближе к двум годам, такая кукла может обзавестись вязаной жилеточкой или съемной шапочкой - малыш уже в состоянии ее снять и надеть, и даже потренироваться застёгивать крупную пуговицу - и это делать гораздо интереснее на кукле, чем на рамке-пособии.

Ближе к трем годам у куклы появляется короткая прическа, а а 4-5 лет ребенок уже может получить в подарок классическую вальдорфскую куклу с прической и набором одежды.

-6

И вот сейчас! Наступает время деталей. Резиночки, заколки, шнурочки, ленточки, липучки, кнопки, крючки! Косички, хвостики. Моторика дозрела, нуждается в совершенствовании - и все блоки специализированных занятий по ее развитию смело заменяются всего лишь одной игрушкой - продуманной до кончиков косичек и поданной вовремя!

Это может быть кукла-подружка, похожая на ребенка, или его антипод. Может быть кукла-младенец, особенно если в семье только что родился ещё малыш, и старший ребенок нуждается в проигрывании и проработке этого события. Может быть кукла-терапевт, своей индивидуально подобранной цветовой гаммой ненавязчиво приводящая в гармонию внутреннее состояние малыша. Да, и такое бывает.

Ближе к шести годам ребенок часто испытывает потребность в строительстве собственных миров - и тогда на помощь приходит миниатюрная кукольная семья, как на заглавном фото. Наступает золотое время домиков, кукольных интерьеров, фей, эльфов, гномов, рыцарей, солдатиков - да, и такие вальдорфские куклы тоже есть !

И, наконец, в школьном возрасте на сцену может выйти и такая кукла

-7

Предельно детализированная, с богатым гардеробом и аксессуарами. Такая кукла уже может быть для подросшего ребенка объектом коллекционирования, моделью для пошива одежды, образцом для изготовления таких же игрушек, подружкой для селфи, звездой Инстаграма - проводником в любую продуктивную деятельность!

Вот так, через все детство - к взрослой жизни и деятельности. Кукла-не хлам, не пройденный этап, а проводник развития и его ориентир. Не просто кукла. Не нечто аляповатое, бездумно сунутое ребенку. А педагогическая игрушка.