Найти в Дзене
Зарина Асфари об искусстве

Женщины Эдгара Дега в Национальной галерее Лондона

Оглавление

Недавно я вернулась из Лондона, где практически безвылазно проводила время в Нацональной Галерее – богатейшем собрании живописи. В ближайших статья я расскажу вам о картинах, которые сильнее всего запали мне в душу. Сегодня – Дега.

Это я, Зарина Асфари, после 8 часов в Национальной Галерее :)
Это я, Зарина Асфари, после 8 часов в Национальной Галерее :)

1. После ванны

Из всего творческого наследия Эдгара Дега мне больше всего греют душу пастели с женщинами. И я говорю не о балеринах в цветных пачках, а о вот таких обнажённых. Национальной Галерее Лондона нашлось, чем меня порадовать.

"После ванны", 1890-1895, Национальная галерея Лондона
"После ванны", 1890-1895, Национальная галерея Лондона

Дега не мыслил своё искусство без «четвёртой стены» – его герои никогда на нас не смотрят, они не знают о нашем присутствии, и мы подглядываем за ними в их «естественной среде обитания». Между нами – невидимая стена. Обнажённые Дега обнажены не потому, что хотят нам понравиться, соблазнить нас и возбудить (а этим занимались все обнажённые в живописи века с 15). Они моются, расчёсываются, растираются полотенцем – это бытовая, лишённая намеренного эротизма нагота. В стремлении к максимальной естественности Дега активно пользовался современными технологиями – фотографировал женщин и рисовал по фото.

Обложка материала
Обложка материала

В этой случайности поз и ракурсов рождается новая сексуальность – к этой женщине с раскрасневшейся после ванны кожей хочется подойти сзади, пробежать пальцами по спине... Но это разрушит четвёртую стену и напугает её. Я тихо прохожу к следующей картине.

2. Русский танец

"Русские танцовщицы", ок 1899, Национальная галерея Лондона
"Русские танцовщицы", ок 1899, Национальная галерея Лондона

Эдгар Дега был безжалостен к собственным работам: он мог отрезать лишнее или приклеить кусок бумаги, если композицию следовало поправить. Вот здесь, к примеру, хорошо видна граница между основной частью листа и нижней, приклеенной позже. Это, вроде бы, мелочь (ну, что он добавил? полноги в сапожке?) Но такое удлинение и впрямь облегчило композицию, добавило ей воздуха, а танцу – динамики.

Эта пастель называется «Русские танцовщицы», Дега создал её около 1899 года, в то время во Франции нарастал интерес к культуре Восточной Европы. Сегодня многие скажут, что танцовщицы похожи скорее на украинских, но в Париже конца 19 века их не различали.

3. Куаффюр

«Куаффюр» Эдгара Дега – монументальное полотно, посвящённое одной из его любимых тем – женщинам, занятым повседневными делами, уходом за собой или уборкой дома. Дега говорил, что хочет изобразить женщину как животное в естественной среде обитания. Попробуйте не обижаться сразу, а представить, что в логике Дега женщину веками изображали как животное в зоопарке или аппетитно сервированное на блюде.

Картина вызывает мгновенную ассоциацию с «Гармонией в красном» Анри Матисса, и это жжжжж неспроста. Дело не только в цветовом решении и в практически идентичных размерах полотен. Дело ещё и в том, что «Куаффюр» Дега украшал дом Матисса. Дега написал свою картину около 1896 года, Матисс свою – в 1908. Сегодня полотно Дега висит в Национальной Галерее Лондона рядом с одним из портретов кисти Матисса. «Гармония в красном» хранится в Эрмитаже – её приобрёл Сергей Щукин. Ах, как прекрасно они смотрелись бы на противоположных стенах одной комнаты!

А вы за что любите Эдгара Дега? Или за что не любите?)

Читайте также:

Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!

P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!