Воспоминания пассажиров о полетах в советские годы разные: кто-то считает, что гражданская авиация была доступнее, чем сейчас, кто-то, наоборот, помнит только гигантские очереди за билетами. Что же было на самом деле?
ЭЛЕОНОРА ГОЛЬДМАН
Годом рождения советской гражданской авиации считается 1923. Именно тогда было образовано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет» для перевозок пассажиров и почты. Уже в 1932 году на базе «Добролета» учредили Главное управление Гражданского воздушного флота «Аэрофлот», который и стал официальной (и единственной) авиакомпанией СССР. К этому времени у Советов уже были собственные самолеты: У-2, ПС-9, К-5.
Направлений полетов было немного: авиалинии связывали Москву, Нижний Новгород, Казань, Харьков, Одессу, Ленинград, Киев. Во Владивосток или Якутск можно было долететь с пересадками.
Так выглядели первые пассажиры самолета У-2СП в 1940 году.
Основное развитие гражданской авиации в Советском Союзе началось уже после Великой Отечественной войны. В 1950-х у «Аэрофлота» появились реактивные самолеты, и летать стало куда быстрее и приятнее: если в 1930-х полет из Москвы в Нижний длился 4 часа, то теперь – всего полтора.
Свой первый рейс реактивный самолет ТУ-104 совершил по маршруту Москва - Омск – Иркутск в 1956 году. На борту разрешалось курить (на зарубежных рейсах курение на борту разрешалось вплоть до 2000 года).
В 1960-х авиалинии стали связывать не только столицы республик, но и областные центры. Аэродромы росли, как грибы после дождя. Например, из Воронежа можно было улететь почти в сотню городов.
В 1976 году «Аэрофлот» стал первой в мире авиакомпанией, которая перевезла более 100 миллионов пассажиров в год.
В Москве к началу 1960-х работало четыре аэропорта - Внуково, Быково, Шереметьево и Домодедово. Столица считалась основным транспортным узлом страны – она связывала более 200 городов Советского Союза. Так выглядел аэропорт Домодедово в 1965 году.
А сколько же стоили билеты? Справочник «Пассажирский транспорт Москвы» за 1990 год приводит такие данные на полеты из Москвы: билет в Сочи – 31 рубль (~ 3,400 нынешних рублей), в Ленинград – 18 рублей (1900 рублей), во Владивосток – 134 рубля (14,600 рублей). Вполне сопоставимо с сегодняшними ценами, но при этом средняя зарплата специалиста в стране составляла 170 рублей (18,500 нынешних рублей), так что позволить себе летать могли далеко не все граждане. При этом перелеты внутри регионов или областных центров были куда более доступными.
В стоимость билета обязательно входило питание (пассажирам предлагался обед в фарфоровой посуде) и багаж. Каждый пассажир мог бесплатно провозить 20 кг плюс ручную кладь в салоне. А на небольших самолетах типа Ан-2 и вертолетах багаж был ограничен 10 кг.
Дети до 5 лет летели бесплатно, а до 12 – с 50% скидкой. В «учебное» время, с октября по май, такая же скидка была у всех школьников и студентов. Все цены были фиксированными. А для ветеранов два раза в год билеты были бесплатными.
Покупали билеты на аэровокзалах. Правда, на популярные направления вроде Анапы или Сочи билеты купить было очень трудно.
Интересный факт: до 1970-х годов билет на самолет можно было купить без паспорта – он был неименной. Документы требовались лишь при регистрации на рейс в аэропорту.
Пройти регистрацию и сдать багаж можно было как в самом аэропорту, так и в здании аэровокзала на Ленинградском проспекте. Внутри оно выглядело как обычный аэропорт, разве что без гейтов и самолетов. Отсюда специальные автобусы-экспрессы развозили зарегистрированных пассажиров по нужным аэропортам. В те годы машин в Москве было немного, и поездка занимала всего час и стоила меньше рубля (100 современных рублей). Такие же автобусы курсировали между четырьмя аэропортами для транзитных пассажиров.
Кстати, несмотря на то, что в Советском Союзе были регулярные международные рейсы (летали и в США, и в Европу, и в Азию), просто так купить билет на такой самолет обычному гражданину было невозможно. В советские годы выехать за рубеж можно было только немногим обладателям выездной визы.
Кто же летал на этих маршрутах? Деятели культуры, чиновники, спортсмены и конечно, зарубежные туристические группы. И если для внутренних рейсов не было разделения на классы обслуживания, то на международных линиях «Аэрофлот» соответствовал лучшим западным стандартам.
К 1990 году «Аэрофлот» перевозил уже более 140 миллионов пассажиров в год. К этому времени в стране было полторы тысячи аэродромов, большей частью в регионах. Кстати, сегодня их осталось чуть менее 300.