Найти тему
PRO Текст

Зачем нам средства выразительности? Часть 2.

Продолжаем разговор.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

На самом деле, эту тему можно растянуть на несколько часовых лекций или даже на одну большую книгу. Поэтому напоминаю, что я рассказываю исключительно о самых популярных фигурах, часто встречающихся на практике. Если заинтересуетесь, есть много замечательных книг, раскрывающих тему в полном объеме. Советую познакомиться с трудами Е.В. Клюева.

1. Анафора и эпифора
Я долго думала, что анафора и эпифора – прерогатива исключительно поэтической речи или лирических песен. Помните, как у старого-доброго Стаса Михайлова:

«Для тебя моря и океаны

Для тебя цветочные поляны

Для тебя!»

Вот это как раз – анафора. Повторение отдельных слов или словосочетаний в начале отрывков (предложений). Эпифора, соответственно, предполагает повторение слов в конце предложений.
Так вот, в прозаической речи такой прием тоже встречается. Это очень мощное средство для акцентирования внимания. Если в стихотворении или в песне подобные повторы воспринимаются как само собой разумеющееся, то для обычного текста – это редкость. Совместите прием с риторическими вопросами или восклицаниями и получите хорошо работающую модель «убеждения». Не зря повторение (нет, не мать учения) – один из распространенных методов явной пропаганды.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

2. Эллипсис
Эта фигура предполагает пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения. Ну все же помнят известную песню Ленинграда «В Питере – пить»? Так вот, это эллипсис. Вопрос только в том, насколько цензурное слово осталось за кадром? Будем думать, что это слово «хорошо»: в Питере (хорошо) пить.
Эллипсис помогает имитировать живую разговорную речь (возьмите на заметку, если вводите прямую речь, диалог), придает тексту динамичность. Фигура хороша для лозунгов, рекламных слоганов. Вспомните хотя бы банальное
«В животе ураган — принимай Эспумизан». Здесь тоже эллипсис. Ведь полный вариант звучал бы примерно так: В животе ураган? Тогда принимай Эсупмизан».
Думаю, с эллипсисом всё понятно.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

3. Умолчание
Очень люблю умолчание. Но использовать его нужно дозировано, максимум два (а лучше один) раз за текст. Если постоянно о чем-то умалчивать – для создания мистической атмосферы или надеясь, что читатель сам всё, что нужно додумает – можно самого главного и не сказать. Частые умолчания – признак того, что автор плох и не может самостоятельно сформулировать мысль.
Но вернемся к фигуре. На письме её легко обнаружить, умолчание выделяется многозначительным многоточием (внимание! Не всякое многоточие – признак умолчания).

Ну вот, например, нам рассказывают о том, как мать с пятилетней дочуркой проходит обследование и внезапно получает неутешительный результат:

«Это рак…»

В этом многоточии – вся боль и отчаяние, которые испытывает человек, узнав о смертельном диагнозе своего ребенка. Умолчание здесь действительно необходимо, поскольку и тысячи слов будет мало для того, чтобы описать состояние матери. Это «сильное» умолчание.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

4. Риторическое обращение, риторический вопрос
Быть или не быть?
Пример риторического вопроса из школьного списка литературы помнят все. Вопрос ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание читателя и стимулировать его рассуждения. Таким образом, мы можем не прямо излагать факты или навязывать свою позицию, а элегантно подтолкнуть в нужном направлении.
Риторическое обращение также не подразумевает прямого обращения непосредственно к адресату речи. Это просто прием усиления текста, хорош в глубокомысленных монологах, эпистолярном жанре и т.д.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

5. Многосоюзие, бессоюзие
Тут всё очевидно. Многосоюзие – это когда однородные члены или части предложения соединяются при помощи одних и тех же союзов («И скучно, и грустно, и некому руку подать…»).
Бессоюзие – фигура совершенно противоположная. Здесь, наоборот, намеренно упускаются союзы.
В любом случае, обе фигуры помогают передать повторяемость каких-либо действий или их быструю смену. В случае с многосоюзием имеет значение и то, какой союз повторяется. Между повторяющимся «и» или «или» есть большая разница.