При выполнении полетов на ВС высота контролируется и/или выдерживается с помощью двух типов высотомеров: барометрического и радиотехнического. Далее рассмотрены вопросы, связанные с эксплуатацией барометрического высотомера.
Показания барометрического высотомера и используемая на практике терминология за-висят от уровней отсчета высоты, принятых в аэронавигации. Если не учитывать температурную погрешность, то можно считать, что барометрический высотомер показывает высоту над уровнем той изобарической поверхности, давление которой установлено на высотомере. Давления, по которым принято отсчитывать высоту, обозначаются трехбуквенными кодами, присвоенными еще в те времена, когда радиосвязь велась с помощью азбуки Морзе.
Уровни отсчета и их обозначения по Q-коду:
QNE — стандартное атмосферное давление 1013,2 гПа (1013,2 мбар, 760 мм рт. ст., 29,92 IN);
QNH — атмосферное давление, приведенное к среднему уровню моря (MSL) по стан-дартной атмосфере;
QFE — атмосферное давление на уровне аэродрома или рабочего порога ВПП.
В зависимости от установленного на шкале высотомера атмосферного давления в зарубежной практике различают следующие понятия при установке:
QNE — эшелон полета (Flight level — FL);
QNH — абсолютная высота (Altitude);
QFE — относительная высота (Height).
• Эшелон полета (Flight level, FL) — поверхность постоянного давления, отнесенная к установленной величине давления 1013,2 гПа и отстоящая от других поверхностей на величину установленных интервалов давления.
• Абсолютная высота (Altitude) — расстояние по вертикали от среднего уровня моря до уровня, точки или объекта, принятого за точку.
• Относительная высота (Height) — расстояние по вертикали от указанного исходного уровня до уровня, точки или объекта, принятого за точку.
Необходимо иметь в виду, что под терминами абсолютная и относительная высота здесь понимаются не геометрические, а барометрические высоты. Ведь только при условиях стандартной атмосферы показания высотомера будут соответствовать геометрическому расстоянию от уровня начала отсчета до уровня полета.
При заходе на посадку переход с QNE осуществляется на эшелоне перехода (Transition Level). Он может быть опубликован на карте захода на посадку, на схемах (картах) стандартных маршрутов прибытия, а также сообщается в информации ATIS и в диспетчерском разрешении захода на посадку.
Эшелон перехода определяется для конкретного аэродрома; он может устанавливаться общим для аэроузла или единым на всей территории государства, как, например, в США, где таким эшелоном является FL 180 (18 000 футов), в Японии — FL 140 (14000 футов), на Украине FL 100 (10 000 футов).
При значительном падении атмосферного давления эшелон перехода изменяется в сторону увеличения.
Положение ВС во время снижения при установке на шкале давления высотомера давления QNH, когда ВС находится на абсолютной высоте перехода или ниже, высота выражается в величинах абсолютной высоты. При взлете во время набора высоты положение ВС по высоте, находящегося на высоте перехода или выше, выражается в значениях эшелонах полета.
При установке на шкале давления высотомера на эшелоне перехода QFE высота выражается в величинах относительной высоты (Height).
Для обозначения высоты перехода используются два термина: абсолютная (Transition altitude) и относительная высота перехода (Transition Height).
Абсолютная/относительная высота перехода (Transition Altitude/Height) — абсолют-ная/относительная высота, ниже которой или на которой положение ВС в вертикальной плоско-сти контролируется в величинах абсолютной / относительной высоты.
Тип высоты перехода устанавливается государством на каждом аэродроме и публикуется на схеме (карте) стандартного маршрута вылета. Если два или несколько аэродромов вы-лета расположены близко друг от друга и требуется координация действий органов ОВД аэродромов, то устанавливается общая высота перехода.
Между эшелоном перехода и абсолютной/относительной высотой перехода расположен переходный слой (Transition layer). Следовательно, эшелон перехода — самый нижний эшелон, который может быть использован выше абсолютной/относительной высоты перехода с учетом буферного пространства, то есть переходного слоя.
• Превышение (Elevation) — расстояние по вертикали от среднего уровня моря до точки или уровня земной поверхности или связанного с ней объекта.
• Уровень (Level) — общий термин, относящийся к положению в вертикальной плоскости ВС, находящегося в полете, и означающий в соответствующих случаях относительную/абсолютную высоту полета или эшелон полета.