В прошлый раз я затронул тему рэп культуры в статье про фильм «Straight Outta Compton» про становление и распад группы N.W.A. и на этой волне решил посмотреть автобиографическую драму про Тупака Шакура «All Eyez On Me» (ошибки в названии нет, так называется один из альбомов).
Если меня когда-то вдруг попросят назвать рэп исполнителей, чье творчество мне нравится, то я без сомнений назвал бы, в том числе и Тупака. Этот малый, не смотря на чересчур уж короткую жизнь, оказал огромное влияние на развитие рэпа и хип-хоп исполнителей. Подавляющее большинство треков Шакура повествуют о расизме, тяжёлой жизни в гетто, насилии, бедности и проблемах современного общества. Большая часть родственников Шакура являлись членами афроамериканской организации «Черные пантеры». Там же состояла и мать нашего героя.
Фильм как раз и начался с того, что Афени Шакур встречают репортеры у здания суда, после того, как она была оправдана по более чем 150 обвинениям в «заговоре против правительства Соединенных Штатов Америки» в ходе так называемого дела «Пантер-21». Крестный отец, отчим и даже тетя Тупака состояли в радикальных организациях, за что преследовались полицией и ФБР. С ранних лет Шакур наблюдал за полицейским беспределом в отношении чернокожих, собственно это происходило повсеместно.
Казалось бы, та же участь ждет и молодого Тупака: улица, наркотики, тёрки с полицией и забвение, однако после окончания второго курса средней школы Пола Лоренса Данбара, Шакур перевелся в школу искусств Балтимора, где изучал актерское искусство поэзию и джаз. Он выступал в пьесах Уильяма Шекспира, часто побеждал в рэп-баттлах в, которые проводились в школе.
Помимо всего прочего, Шакур начинает записываться в 1987 году в составе хип-хоп-группы Digital Undergroud. Сначала Тупак был на подпевках, но потом настоял на том, чтобы выступать и в первых рядах.
Потом Шакур выпустил свой дебютный сольный студийный альбом 2Pacalypse Now (тут прослеживается ссылка на фильм «Апокалипсис сегодня» 1979 года о войне во Вьетнаме). Альбом вызвал значительную полемику среди государственных деятелей, в том числе из-за содержания треков Trapped и Brenda`s Got a Baby, в которых Шакур критиковал несправедливую социальную политику государства. Мне понравился момент в фильме, когда главный герой обсуждал песню с продюсерами Interscope Records. Те прямо сказали Тупаку, что не смогут пропустить песню про Бренду, потому что, пользуясь популярным языком это «экономически не выгодно», ведь в песне идет речь о 12-летней девочке, которая родила ребенка от отчима, ей пришлось торговать наркотиками, чтобы выжить и, в конце концов, ее убивают в подворотне. На что Шакур сразу ответил, что таковы суровые реалии черных кварталов и белым людям в студии «нужно нацепить новые уши и послушать трек еще раз». В связи с тем. что одной из основных особенностей компании являлся слабо выраженный контроль над музыкантами, что позволяло им свободно реализовать свои идеи в творчестве, песню решили оставить. После чего в фильме даже показали пару кадров из настоящего клипа Тупака на эту композицию.
Чувствуется, что фильм пытается донести до нас философию Тупака о «создании позитивного движения для черных, используя негативный символизм бандитизма», а именно Thug Life, как сам Шакур говорил неоднократно в своих интервью. Однако после просмотренного ранее «Голоса улиц», у меня складывается впечатление, что фильм какой-то не ровный, нет чувства ритма, нам сразу преподносят все подробности о репере, что воспринимается как сухая статистика.
Самого Тупака Шакура сыграл Диметриус Шипп-младший, который здорово похож на знаменитого рэпера, и актер старается показать разноплановую личность своего героя, но слабый сценарий не позволяет полностью раскрыть противоречивый образ музыканта. Данай Гурира, которая сыграла мать рэпера сумела раскрыться в фильме с драматической стороны.
В целом фильм получил в основном отрицательные отзывы критиков, на сайте Rotten Tomatoe его оценка составляет 18 % на основе 88 отзывов. На сайте Metacritic средний рейтинг фильма — 38 баллов из 100 на основе 21 рецензии. В целом, большинство как экспертов, так и людей, лично знавших Тупака, посчитали фильм кардинально не соответствующим действительности. Я с ним лично знаком не был, но гораздо более положительное впечатление оставляют фильмы, где снялся сам Тупак, например «Juice», «Poetic Justice», «Above the Rim», а также документальные фильмы о музыканте.
Поймите меня правильно: фильм безусловно имеет право на жизнь и все два с лишним часа я смотрел его с удовольствием, однако, по моему мнению, снять его можно было намного лучше.
Ниже отзывы людей, которые разбираются в кино лучше меня:
Ник Аллен, являющийся одним из кинокритиков издания RogerEbert, написал: «Это одна из самых худших музыкальных биографических кинокартин, что я когда-либо видел. Этот фильм наверняка собьёт с толку и не приведёт в восторг тех, кто знаком с творчеством и жизнью рэп-пророка Тупака Шакура».
Гленн Кенни из The New York Times дал фильму негативный обзор, при этом писав: «Практически все диалоги плоские. Это резко контрастирует с почти всегда яркой энергией слов самого Шакура, которые могут быть глубоко чуткими и мелочно богохульными».
Оуэн Глейберман из Variety : «Всеобъемлющее, но отрывочное, богато атмосферное, но часто недостаточно драматизированное, в конце концов, это не очень хороший фильм (есть несколько сцен, такие как первоначальная встреча Тупака с Тедом Филдом из Interscope Records, которые ошеломляюще плохи). Тем не менее, он очень достоин внимания, потому что в этом непостоянcтве и голоде, и отчаянии от насилия он захватывает что-то в пространстве, в котором Тупак Шакур жил: место, которое хотело быть сосредоточено на гордости и власти, но в действительности о пролёте над пропастью».
Тупак Амару Шакур прожил всего 25 лет, но его вклад в рэп-культуру колоссален. Об этом говорят многие, кто строил свою карьеру в одно время с ним или позже него. Долгое время ходили споры, а погиб ли музыкант на самом деле в ту роковую ночь на 7 сентября 1996 года или то был абсолютно посторонний человек, а сам Шакур отошел от дел и спокойно проживает со своей семьей. Так или иначе, то было золотое время хип-хопа.