Найти тему
Журнал Рейс

Самосвалы Volvo с сочлененной рамой

Эти самосвалы ценят за непревзойденную проходимость – ​машина вытягивает и выталкивает сама себя из любой грязи.

Для перемещения насыпных грузов на значительные, свыше километра, расстояния наиболее выгодно использовать самосвалы. Но даже если последним не требуется выезжать на дороги общего пользования, а объемы земляных работ весьма велики, подрядчик, зачастую, приобретает обычные дорожные автомобили габаритной шириной до 2,55 м и кузовами объемом до 20 м3. Мысль о применении в разы более производительной специальной техники чаще всего отвергается доводом, что по цене карьерного самосвала можно купить пять-десять дорожных. А если арендовать подержанные (читай – «убитые») автомобили у мелких перевозчиков, простаивающих без работы и не склонных торговаться, то рисуется вообще радужная картина экономии.
Правда, коррективы в такой бизнес-план нередко вносит дождливая погода, когда работа практически замирает – ​постоянно застревающие в мокрой глине самосвалы приходится подолгу вытаскивать бульдозером. По очереди – ​одного тянут, другие ждут… Только вот генподрядчик почему-то ждать не хочет. А требует окончания работ в срок, невзирая на погоду. Проблем не будет, если техника изначально подобрана правильно. Для бездорожья – ​внедорожная. И настоящие «короли» в этой стихии – ​самосвалы с сочлененной рамой. Все три моста такой машины артикулируют независимо и с достаточно большими ходами, а их колеса (кстати, значительно большие по диаметру, чем у дорожных самосвалов) хорошо загружены и передают должное тяговое усилие. Даже если загрузки колес одного из мостов окажется недостаточно для нормального зацепления шин с грунтом (например, при переезде траншеи или рва), имеет место эффект «тяни-толкай» – ​вначале заднее звено заталкивает переднее наверх по отвесному склону, а затем само, не имея возможности развить тягу своими колесами, выполняет роль прицепа. Сочлененные самосвалы относятся к самоходной внедорожной спецтехнике категории A III и подлежат регистрации в Гостехнадзоре. Также требуется оформление полиса ОСАГО. На объекты их доставляют низкорамными тралами.
Один из мировых лидеров в производстве сочлененных самосвалов – ​шведская компания Volvo Construction Equipment. А одна из самых востребованных ее моделей – ​A40G. Как видно из обозначения – ​машина это сорокатонная, причем речь о полезной нагрузке. Полная же масса самосвала составляет 68,8 тонны. А если заказать машину не с 25-, а с 29-дюймовыми колесами, то и все 69,7 тонны. При внушительной (11,3 м) габаритной длине самосвал демонстрирует неплохую маневренность – ​складывание полурам под углом до 45 градусов обеспечивает радиус разворота мерее девяти метров. То есть как у обыкновенного дорожного самосвала КАМАЗ‑65115 – ​машины, что короче почти на пять метров и втрое меньшей грузоподъемности.
Переднее звено трехосного шасси нагружено кабиной машиниста, двигателем, коробкой передач и прочими, довольно массивными агрегатами. Заднее звено несет кузов, сваренный из износостойкой стали износостойкой легированной стали Hardox 450 производства шведской фирмы SSAB. Кузов вмещает «с шапкой» до 24,7 м3 полезного груза и опирается на два независимо друг от друга подвешенных на А-образных рамах ведущих моста. Каждая опора ходовой тележки соединена в двух точках со средним и задним мостами через резиновые пружины. Поперечные тяги гасят боковые нагрузки, возникающие при движении по пересеченной местности и на поворотах. А-образные рамы с шаровыми опорами поглощают нагрузки, возникающие от мостов при ускорении и торможении. Точек смазки в подвеске нет (шарниры – ​на сайлетблоках), и, соответственно, обслуживания она не требует.
Трехточечная подвеска переднего моста включает А-образную раму, опосредованно соединенную с передней рамой машины через не требующие обслуживания шаровую опору и резиновые пружины. Предусмотрены амортизирующие ограничители сжатия с прогрессивной характеристикой и демпфер крайнего положения.
Двигатель модели D 13F – ​рядная шестерка объемом 12,8 л, отличающаяся от применяемого на дорожных крупнотоннажниках Volvo более низким экологическим классом Stage II. Впрыска раствора мочевины, разумеется, нет – ​российские требования к внедорожной спецтехнике пока это допускают. Конструкция мотора примечательна расположенным в головке блока распредвалом. Его привод – ​шестеренный со стороны маховика. «Мокрые» гильзы цилиндров упрощают капремонт, до которого, впрочем, дело обычно не доходит даже у второго владельца машины. Система питания – ​с насос-форсунками фирмы Delphi. На заднем торце мотора предусмотрен отбор мощности для четырех аксиально-поршневых гидронасосов: два (с управлением по нагрузке) питают систему рулевого управления, а два других (с электронным управлениям) – ​гидромоторы вентиляторов и тормозную систему.
Трансмиссия трехосного полноприводного шасси – ​с автоматической гидромеханической КП модели PT 2519, имеющей девять передач переднего и три передачи заднего хода. Для экономии топлива гидротрансформатор может блокироваться. На высшей передаче машина развивает скорость до 57 км/ч, что позволяет даже на длинном плече доставки не уступать в эффективности дорожным самосвалам,
не требуя, в отличие от последних, гладкого асфальта под колесами. Крутящий момент на ведущие мосты распределяет раздаточная коробка модели IL2 ATC со встроенным межосевым дифференциалом. Который можно заблокировать принудительно либо автоматически – ​при постановке машины на стояночный тормоз. Все три моста – ​также с принудительно блокируемыми межколесными диференциалами. Полуоси – ​полностью разгруженные, поворотных кулаков и ШРУСов нет. Колеса – ​односкатные с шинами посадочным диаметром 25 или 29 дюймов.
Основные узлы рулевого управления – ​пара гидроцилиндров двустороннего действия, установленные между на полурамами шасси. Центральный шарнир – ​на полностью герметических роликовых подшипниках и обслуживания не требует. Вспомогательная (аварийная) система рулевого управления питается (даже при отказе двигателя) от своего индивидуального гидронасоса, установленного на раздаточной коробке.
В гидроприводе двухконтурной тормозной системы циркулирует то же самое масло, что и в рулевых гидроцилиндрах и цилиндрах подъема кузова. Многодисковые механизмы рабочих тормозов встроены в ступичные узлы мостов, и работают в масляной ванне. Стояночный тормоз – ​дисковый, установлен на выходном валу раздаточной коробки. Кабина машиниста – ​с расположенным по центру сиденьем. В базовой комплектации есть все элементы безопасности (ROPS/FOPS), а также эргономики и комфорта (климат-контроль и прочее).
Собирают сочлененные самосвалы Volvo на заводе в городе Браас (Швеция), двигатели к ним также приходят со шведского завода в Шевде.
Периодичность техобслуживание – ​500 моточасов. Сервисных станций Volvo Construction Equipment в России немало, а эксплуатационники, как правило, вызывают специалистов для проведения ТО и ремонта прямо к месту работы техники.


Мнение 
Павел Кузнецов, индивидуальный предприниматель, Тульская область 

 –  Наше предприятие занимается, в основном, магистральными автоперевозками. Дополнительный вид деятельности – ​разработка карьеров для добычи известняка. При вскрышных работах приходится вывозить большие объемы грунта в отвал, и мы используем для этого сочлененные самосвалы Volvo A40G. Всего их в парке семь единиц – ​одну машину покупали подержанной, шесть остальных приобрели новыми у официального дилера Volvo CE. Выбор именно такого типа техники был продиктован негативным двухлетним опытом вывоза вскрыши обычными дорожными самосвалами. Такие автомобили – ​даже на полноприводном шасси 6х6 – ​работали гораздо медленней, а на размокшем после дождей грунте, порой, просто были неспособны передвигаться в груженом состоянии. Специальные внедорожные самосвалы на сочлененной раме оказались в разы эффективней, а скорость их работы почти не зависит от сезона и погодных условий. Имея многолетний опыт эксплуатации магистральных тягачей Volvo, мы предпочли и спецтехнику той же марки – ​вопреки устоявшемуся мнению о дороговизне запчастей и обслуживания, она в эксплуатации обходится даже дешевле машин менее авторитетных брендов. Поскольку при должном уходе и бережном отношении служит без ремонтов годами. Например, двигатели семейства D 13, применяемые на сочлененных самосвалах Volvo A40G, у нас на дорожных тягачах Volvo FH не требовали капремонта и при пробегах в 1,4 млн. км – ​отработавшие свое машины шли на продажу в нормальном, пригодном для дальнейшей эксплуатации состоянии. Дорогостоящие ремонты вряд ли потребуются в ближайшие годы и для шести наших внедорожных машин – ​все они 2018 года выпуска, а наработка не превышает десяти тысяч моточасов. Ничего, кроме масел и фильтров – ​при плановых ТО – ​заменять пока требуется. Для обслуживания вызываем выездную бригаду дилерского сервисного центра «Ферронордик Машины» – ​механики приезжают прямо к нам на объект.
Существенной разницы в эксплуатационных расходах по Volvo A40G в сравнении с дорожными самосвалами пока не замечаем. Есть, конечно, у сочлененных машин гораздо более дорогие детали и комплектующие – ​например, внедорожные шины размера 29.5R 25. На сегодняшний день признаков их даже частичного износа нет, однако риск преждевременного выхода из строя неизбежно присутствует. После окончания вскрышных работ самосвалам приходится вывозить и полезную породу – ​измельченный буровзрывным способом известняк. Острые кромки которого, оказавшись под колесами, способны резко сократить сроки службы шин. Вплоть до аварийного выхода из строя. Однако эффективность использования дорогой спецтехники окупает такие эпизодические расходы.
Мнение Павел Кузнецов, индивидуальный предприниматель, Тульская область –  Наше предприятие занимается, в основном, магистральными автоперевозками. Дополнительный вид деятельности – ​разработка карьеров для добычи известняка. При вскрышных работах приходится вывозить большие объемы грунта в отвал, и мы используем для этого сочлененные самосвалы Volvo A40G. Всего их в парке семь единиц – ​одну машину покупали подержанной, шесть остальных приобрели новыми у официального дилера Volvo CE. Выбор именно такого типа техники был продиктован негативным двухлетним опытом вывоза вскрыши обычными дорожными самосвалами. Такие автомобили – ​даже на полноприводном шасси 6х6 – ​работали гораздо медленней, а на размокшем после дождей грунте, порой, просто были неспособны передвигаться в груженом состоянии. Специальные внедорожные самосвалы на сочлененной раме оказались в разы эффективней, а скорость их работы почти не зависит от сезона и погодных условий. Имея многолетний опыт эксплуатации магистральных тягачей Volvo, мы предпочли и спецтехнику той же марки – ​вопреки устоявшемуся мнению о дороговизне запчастей и обслуживания, она в эксплуатации обходится даже дешевле машин менее авторитетных брендов. Поскольку при должном уходе и бережном отношении служит без ремонтов годами. Например, двигатели семейства D 13, применяемые на сочлененных самосвалах Volvo A40G, у нас на дорожных тягачах Volvo FH не требовали капремонта и при пробегах в 1,4 млн. км – ​отработавшие свое машины шли на продажу в нормальном, пригодном для дальнейшей эксплуатации состоянии. Дорогостоящие ремонты вряд ли потребуются в ближайшие годы и для шести наших внедорожных машин – ​все они 2018 года выпуска, а наработка не превышает десяти тысяч моточасов. Ничего, кроме масел и фильтров – ​при плановых ТО – ​заменять пока требуется. Для обслуживания вызываем выездную бригаду дилерского сервисного центра «Ферронордик Машины» – ​механики приезжают прямо к нам на объект. Существенной разницы в эксплуатационных расходах по Volvo A40G в сравнении с дорожными самосвалами пока не замечаем. Есть, конечно, у сочлененных машин гораздо более дорогие детали и комплектующие – ​например, внедорожные шины размера 29.5R 25. На сегодняшний день признаков их даже частичного износа нет, однако риск преждевременного выхода из строя неизбежно присутствует. После окончания вскрышных работ самосвалам приходится вывозить и полезную породу – ​измельченный буровзрывным способом известняк. Острые кромки которого, оказавшись под колесами, способны резко сократить сроки службы шин. Вплоть до аварийного выхода из строя. Однако эффективность использования дорогой спецтехники окупает такие эпизодические расходы.

Рейс.РФ