Недавно обсуждали с подругами фотографии коллеги. Она хвасталась в соцсетях тем, что отправила свою дочь в модельное агентство, и теперь ее крошка будет профессионально сниматься для рекламы, а завтра «чем черт ни шутит», будет ходить по подиуму для самых известных брендов.
Времена меняются, но как ни странно, не меняется подход многих родителей к своим чадам. Для них ребенок, пока он еще управляем и зависим – это плацдарм для удовлетворения своих невыполненных желаний и мечт. Отсюда все эти бесконечные бальные танцы, фигурное катание, модельный бизнес. А в наше время было пианино, скрипка и английский. Ну а для мальчиков дзюдо, хоккей или плавание. Причем никто не спрашивает ребенка – нравится ему или нет шесть раз в неделю таскаться на другой конец города, чтобы посещать тренировки. Родители же желают тебе добра – «это ты сейчас ничего не понимаешь, а завтра скажешь нам спасибо».
С одной стороны конечно, нельзя достичь результата ни в одном спорте или на любом другом поприще, не приложив достаточно усилий. А многие спортивные секции начинают свой отбор очень рано, уже в 3-4 года ты либо попал туда, либо уже опоздал. Понятно, что ребенок в этом возрасте не может знать, нравится ему это или нет, и уж тем более, если ему предоставить выбор, играть дома в любимые игрушки или в 6 утра ехать на тренировку, то он однозначно сделает выбор в пользу игрушек. Ведь воля и ответственность тоже растет вместе с ребенком – на каком-то этапе приходится заставлять делать то, что потом станет положительной привычкой или даже образом жизни.
Но это не значит, что если мама всю жизнь мечтала крутить гранд батман, но в ее Урюпинске этого негде было сделать, то нужно продать последнее и ехать в Москву в балетную школу со своим единственным чадом, которая конечно «худенькая и гнется», но совсем не имеет для балета нужных бойцовских качеств, а главное, в отличие от мамы, совершенно не мечтает о сцене, втайне надеясь стать ветеринаром. Между прочим, реальная история. Трагедия мамы, трагедия девочки, когда в 16 лет, потратив 10 из них на совершенно изнурительные занятия, жесткую муштру в танцклассах и конкуренцию, девочка все бросила и решила поступать на биологический. Слезы и вопли мамы «я все отдала ради тебя», истерика дочери «а я тебя не просила» и вот уже пропасть между родными людьми на долгие годы.
Конечно есть и другие ситуации. Ребенок говорит, что она станет второй Марией Шараповой, родители сначала смеются, потом видят, как она упирается, начинают поддерживать, вся семья теперь подчинена расписанию тренировок девочки, все деньги уходят туда, потому что есть цель. Будет ли она чемпионкой – время покажет. Результаты хорошие, но она не звезда. Смогут ли родители отказаться от цели и объяснить ребенку, что районные соревнования – это ее потолок? Что они все будут делать, если это окажется правдой? Ведь ее мечта откликнулась в их сердцах скорее всего не просто так, а потому что им тоже хочется быть «родителями чемпионки».
Отдельная тема конечно – это мамы детей-моделей. В силу своей работы, мне много приходится с ними общаться и это конечно особый класс. Сегодняшние возможности соцсетей позволяют родителям зарабатывать на милых мордашках, не выходя из дома. Но есть те, для которых именно подиум – главная мечта, хотя мне казалось, она должна была умереть вместе с ушедшими 90ми, когда Водянова уехала в Париж. 90е прошли, а ровесницы Водяновой, которые тогда не смогли как она попасть заграницу и выйти замуж за принца, почему-то не расстались со своей мечтой и реализуют ее в детях.
Если воспитывать чемпиона или музыкального вундеркинда – это труд и родителей и ребенка, то модельный бизнес – это связи и настойчивость. Понятно, что ребенок должен быть симпатичным по возможности, но именно мамино желание протолкнуть свое дите является главным двигателем. Детям нравится наряжаться и кривляться на камеру и на сцене ровно до того момента, пока это не становится ежедневным повторяющимся действом, изнуряющими и скучными фотосессиями и не влечет за собой ограничения «не ешь мороженое, а то кому ты такая толстая нужна будешь – нас больше никогда не позовут в рекламу». А потом мы читаем леденящие душу истории о том, что ребенок 14-15 лет умирает от анорексии, потому что с детства ей внушали, что ее цель – стать топ моделью и если этого не произойдет – то разрушится и ее и мамина мечта всей жизни.
Конечно у медали две стороны. Вообще ничего не заставлять ребенка – можно получить ситуацию, когда в шутку задав вопрос 11 летнему ребенку приятелей, «чтобы он выбрал, поехать в отпуск с родителями в любую страну, какую он хочет или две недели с телефоном, чтобы его никто не трогал и не ограничивал», - я получила очень быстрый ответ – «конечно с телефоном дома», который меня, ребенка перестройки, увидевшей мир за железным занавесом первый раз в 19 лет, просто обескуражил. Но с другой стороны, если ваше чадо уже тошнит от этих гамм, а на тренировку он встает со слезами – может ну ее нафиг эту мечту и ребенок дороже?