Как стать одновременно учёным, подводником и актёром-любителем, почему важно изучать философию науки и как молодому человеку выбрать свой путь — об этом рассказал Павел Белоусов, заведующий кафедрой автоматики, контроля и диагностики оборудования АЭС НИЯУ МИФИ в Обнинске.
— Павел, расскажите, пожалуйста, где вы работаете и какая у вас специальность.
— Я доцент, кандидат технических наук. Работаю в Обнинском институте атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, преподаю и руковожу кафедрой автоматики, контроля и диагностики оборудования АЭС. Являюсь руководителем образовательных программам по направлению «Приборостроение». Также являюсь начальником Инновационно-технологического центра ИАТЭ НИЯУ МИФИ и с 2011 года управляю созданным при вузе малым инновационным предприятием — ООО «ИнАтом».
— В каком возрасте и почему вы решили стать ученым?
— Некоторое время я жил и учился на Тамани в Краснодарском крае на побережье Азовского моря и мечтал стать военным подводником, служить на атомной подводной лодке. Но где-то в третьем классе я «заболел» наукой. Мне было интересно читать книги про ученых, потом в школе появились специальные предметы. Встал выбор: стать либо ученым, либо военным. И где-то в 1994 году я узнал, что в Обнинске есть Институт атомной энергетики, который готовит не только ученых – атомщиков и ядерщиков, но и офицеров-подводников (которым я также являюсь), эксплуатирующих ядерные движительные установки. И я, можно так сказать, реализовал обе свои мечты.
— Нетипичный путь для ученого! А в автономках бывали?
— Нет, к сожалению, когда я закончил институт, была развилка – или идти служить на атомную подводную лодку, либо пойти в аспирантуру. Я закончил институт с красным дипломом, успешно защитил свой дипломный проект, и мне рекомендовали продолжить учиться в аспирантуре. Мой научный руководитель профессор Александр Олегович Скоморохов уговорил меня пойти в аспирантуру и продолжить те исследования, которые я вел еще студентом.
В Обнинске есть Центр подготовки подводников, где экипажи проходят подготовку, и на специальных тренажерах имитируются практически все условия жизни подводников. В этом центре я проходил обучение в составе курсантов военной кафедры ИАТЭ и даже спустя более 15 лет скажу, что практические навыки и знания по управления ядерными установками получил именно там. В Обнинске создан уникальный кластер подготовки операторов реакторных установок!
— О чем бы вы хотели предупредить молодых людей, которые только начинают свой исследовательский путь? К чему должен быть готов ученый?
— Перед тем как начать свой научный путь, необходимо быть эрудированным, начитанным, понимать — хотя бы поверхностно, — чем именно то или иное направление вас заинтересовало. Важно понимать, что нет определенной области науки, которая находится как бы в вакууме и не соприкасается с другими областями наук. Я считаю, что молодежь должна изучать философию и философию науки, понимать, как наука развивалась исторически. От этого придет понимание, как строились и как правильно строить те или иные умозаключения. Чтобы быть ученым, надо развить навыки построения логических цепочек и умозаключений, быть в курсе метанаучных исследований.
— А как вообще молодому человеку решить, стоит ему идти в науку или нет?
— Путь ученого многогранен, на ваш вопрос нельзя дать однозначный ответ. Если у человека есть интерес открывать что-то новое, бороться за свое мнение и не следовать чьим-то правилам, то, наверное, из такого человека выйдет хороший ученый и, наверное, только в науке человек с таким характером будет успешным и законопослушным!
И, конечно, не попробовав — не узнаешь, твое ли это. Поэтому нужно экспериментировать, например, съездить в различные научно-исследовательские центры, посещать дни открытых дверей университетов, пройтись по научным лабораториям. Сейчас очень много возможностей, чтобы сравнить несколько вариантов и понять, кем ты хочешь стать. Но я бы даже добавил — неважно, кем ты станешь, по какой профессии будешь работать, важно всегда оставаться Человеком. А в душе можно быть ученым-исследователем и заниматься тем любимым делом, которым ты хочешь заниматься. Ведь в наше время любая профессия базируется на достижениях науки.
— Теперь немного более личных вопросов. Если бы вы могли отправить себе письмо в прошлое, на 5-10 лет назад, что бы вы написали?
— Я бы написал так: «Защищай результаты своих исследований быстрее, публикуйся и делай диссертацию». Объясню почему. Понятно, что всегда откладываешь оформление результатов на потом, пытаешься сделать исследование лучше, думаешь, что это очень важно, потому что твое исследование пригодится для кого-то в дальнейшем и в нем еще, наверное, много что можно улучшить… Но наука не стоит на месте. Поэтому надо — кроме того, что провести хорошее исследование, — довести работу до конца, до практического результата, до хорошего продукта, который может выйти на рынок и продаваться. В данном случае продукт для исследователя — его кандидатская или докторская диссертация. Поэтому молодые ученые должны строго ставить себе ключевые точки во времени, управлять своим временем, если они хотят закончить исследования и выйти на защиту. Они должны распланировать свое время более эффективно, а иначе будут отвлекаться на, может, и более интересные, но все же мелкие задачи.
— Какого художественного персонажа вы бы хотели видеть сотрудником своей лаборатории?
— Недавно я посмотрел с племянником мультфильм «Гадкий я». И хотел бы, чтобы у меня были такие миньоны и доктор Нефарио. Важно, чтобы в любом деле были сторонники того, чем ты занимаешься, твои единомышленники, жизнерадостные и трудолюбивые люди.
— Закончите фразу: «Я в науке, потому что…»
— Я в науке, потому что хочу изменить мир в лучшую сторону, сделать свою страну более перспективной и успешной!
Полная версия: Индикатор