Глава Чечни Рамзан Кадыров вызвал негодование в соседнем Дагестане своей критикой в адрес Имама Шамиля, лидера сопротивления завоеванию Северо-Восточного Кавказа Российской империей в XIX веке.
Его комментарии вызвали гневную реакцию в Дагестане, где спикер парламента, муфтият и многие другие в социальных сетях подвергли критике его комментарии.
Дискуссия развернулась на фоне продолжающегося территориального спора между этими двумя российскими республиками, и возникших в Дагестане подозрений, что Чечня пытается захватить землю.
В интервью местному информационному агентству «Чечня сегодня» по случаю двадцатилетия со дня вторжения чеченских боевиков в Дагестан, которое предшествовало началу Второй чеченской войны, Кадыров также заявил, что за вторжением 1999 года стояли дагестанские боевики.
В интервью Кадыров обвинил Имама Шамиля, которого многие на Северном Кавказе считают национальным героем, в терроризировании жителей Чечни.
Он сказал, что после самопровозглашения в XIX веке Шамиля имамом Чечни и Дагестана «не осталось ни одного [чеченского] села, не сожженного несколько раз, жители Чечни вынуждены были уходить в горы, женщины, дети и старики умирали от холода и голода».
«Имам Шамиль приказывал казнить любого чеченца, который говорил о мире с Россией», — добавил он.
Имам Шамиль был предводителем горцев Дагестана и Чечни и главой Северо–Кавказского имамата. С 1834 по 1859 годы он возглавлял вооруженную борьбу против Российской империи. Армия Шамиля одержала множество значимых побед над Россией, однако, в 1859 году он был окружен и сдался в плен, принеся присягу на верноподданство России.
«За вторжением в Дагестан стояли дагестанцы»
В ходе интервью Кадыров также заявил, что за вторжением в Дагестан в августе 1999 года стояли дагестанские боевики и «идеологи ваххабизма».
Он обвинил во вторжении Багаутдина Кебедова и Магомеда Тагаева — двух дагестанских сепаратистских лидеров, которые якобы принимали участие во вторжении, а также «арабского террориста Хаттаба».
7 августа 1999 года чеченские боевики во главе с чеченцем Шамилем Басаевым и Ибн аль-Хаттабом родом из Саудовской Аравии вторглись в Дагестан, чтобы поддержать дагестанских сепаратистов. Через месяц в Чечню вошли российские войска, развязав Вторую чеченскую войну.
Кадыров сказал, что чеченцы не принимали участия в походе Басаева и что в Дагестане заранее знали о вторжении и не предотвратили его.
Кадыров заявил в интервью, что «ваххабизм» и «терроризм» были экспортированы в Чечню «извне».
По его словам, его отец Ахмат Кадыров, который был на стороне чеченских сепаратистов во время Первой чеченской войны и перешел на другую сторону во время Второй чеченской войны, «четко, ясно и решительно осудил» вторжение в Дагестан.
Он сказал, что его покойный отец «внёс известный всему миру вклад в уничтожение международного терроризма в Чечне и на всём Северном Кавказе».
«Погорячился»
Спикер Народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидов сказал дагестанской газете «Черновик», что Кадыров «погорячился с такими высказываниями», хотя в них «доля правды есть», поскольку и «свои предатели» участвовали во вторжении в Дагестан «против своей республики».
Дагестанский историк Патимат Тахнаева в публикации на своей странице в Facebook назвала высказывания Кадырова «спекулятивным передергиванием исторических событий с целью дискредитации исторической личности и определенного периода в истории Дагестана и Чечни».
По ее словам, это было «попыткой деликатно пнуть в адрес Дагестана, что Чечня и чеченский народ являлись жертвами ваххабитской и террористической агрессии со времен Имама Шамиля».
Муфтият Дагестана опубликовал обращение к общественности по поводу 20-летия вторжения боевиков в Дагестан, в котором говорится, что руководство муфтията выражает сожаление, что народу Чечни пришлось пережить две войны за одно десятилетие.
В обращении также сказано, что «в те годы именно в Чеченской Республике была практически создана та атмосфера, которая привлекала на эту землю всех, кто жаждал войны на Кавказе».
По их словам, несмотря на попытки Кадырова показать, что «тень имама Шамиля подняла его народ на две войны против России в девяностых», Шамиль не восставал «против страны, в которой живет».
«Он всего лишь отстаивал в течение двадцати пяти лет отчие дома и земли своих собратьев, но, когда понял бессмысленность этой войны, он пошел на переговоры» — говорится в заявлении.
«Очевидно, что в ходе военных действий имам Шамиль вел себя настолько достойно и честно, как, видимо, и отец нынешнего главы Чеченской Республики», — пишет муфтият.