Река Обь, или вернее место ее впадения в Северный Ледовитый океан, относится к числу самых популярных воспоминаний о «золотом веке» человечества. Ещё древние греки верили в существование блаженной Гипербореи. В византийские времена космографы помещали здесь счастливый остров Туле (Ultima Tule), который стал одним из названий Гипербореи. В «Книге Велеса» и в «Мазуринском летописце» это же место - восточный форпост владений Словена и Руса, мифических прародителей славян, которые описываются как владыки огромной территории до Финского залива. Согласно народным сказаниям, где то здесь должен был находиться и золотой остров Алатырь. Хотя во многих сказаниях Алатырь вовсе не остров, а «бел-горюч камень», что указывает на тектонический характер событий, закрывших эпоху "золотого века". Новейшие исследования подтверждают факт страшной тектонической катастрофы в районе Северного Ледовитого океана. Например, остров Новая Сибирь, оказывается, никакой не остров, а остаток материка. По словам новосибирского геофизика Дмитрия Метелкина, этот террейн когда-то откололся от древней Арктиды, а потом сам развалился на части. Катаклизм отпугнул теплое подводное течение, и райский уголок стал меркнуть. Скифское море во времена Андрея Боголюбского называлось Дышащим, а потом, до воцарения Дмитрия Самозванца, оно было Молочным. Смена гидронимом отражала этапы остывания Северного океана: сначала он "дышал" - парил и был окутан туманами, осадками, а потом его поверхность стала затягиваться ледяной взвесью (шугой), из-за чего морские просторы приняли ослепительно белый вид.
Это была великая эпоха морских кочей - русских парусных судов, которые были приспособлены для плавания в Северном океане. Геометрия днища коча не позволяла ему оказаться затертым во льдах, а нос и борта обшивались "коцей" - специальной защитой от мелких льдин и ледяной взвеси. Отсюда и название судов этого типа. Поморские кочи побывали во всех уголках Северного океана задолго до эпохи великих открытий. Одним из самых популярных маршрутов был Мангазейский Ход - трасса от Архангельска до устья Оби, по которой 6-тонные кочи возили в Европу самый драгоценный в те времена груз - "мягкую рухлять". За шкуру одного черного соболя там можно было купить хороший дом.
Покрываться льдом Северный океан начал в XVII веке. Во всяком случае, с этого времени его начали называть Ледовитым, и первым, кто это название стал использовать в официальных отчетах, был русский адмирал Ф. П. Литке, исследовавший Арктику в первой половине XIX века.
Когда началось глобальное потепление, в каменной земле полуострова Ямал, отделяющего пресные воды Оби от соленых волн Карского моря, археологи стали находить ледяные линзы с застывшими в них саркофагами. Так, в начале нулевых было найдено захоронение VI-VII веков, в котором лежал завернутый в фольгу (!) человек в доспехах с боевым железным топором, с бронзовой пряжкой, на которой явственно видно изображение головы медведя. Вот такой "оленевод". Тут бы в пору задаться вопросом: а что, собственно, делал в полярной тундре мужчина, переодетый в Гота?
До сих пор считалось, что слово Ямал исконное самодийское, но тот факт, что оно в ненецком языке означает "край земли" заставляет задуматься. Разве есть такой народ, который свою родину назовет "край земли"? Скорее всего, племена континентальных самодийцев, увидев конец суши, были настолько поражены, что его название вошло в их язык в этом значении. Иными словами название Ямал пришло из более древнего периода этой земли. Не о нем ли повествовал готский историк Иордан, сообщая, что правили Готами цари из династии Амалов? Амал и Ямал - это как Асы и Ясы, о которых мы поговорим в своем месте. Ведь легендарная прародина Готов, остров Скандза, находилась в далёком студеном море, да и покинули Готы свою родину, потому что “из-за страшного холода там не найти нигде медоносного пчелиного роя” (пчелы перестают добывать мед при понижении температуры до плюс 6-8 по Цельсию)... Так что захоронения Готов на земле, которая носит имя их правящей династии, выглядит вполне логично. Другое дело, что возникает вопрос: почему такие находки в Ямало-Ненецком округе до сих пор считаются «неожиданными для полярного круга» (В.И. Равдоникас, 1935 г.)? Ведь огромное количество наконечников стрел, застрявших в каменной земле Ямала под углом 45 градусов, - это не следы деятельности древних охотников и рыболовов. Да и в Европе полно документов, которые свидетельствуют о совсем другой истории Ямало-Ненецкого округа. Например, в 1526 году была опубликована генеалогия герцогов Шверина и Гюстрова (область Мекленбурга), в которой записано, что они ведут свой род от древних ободритских королей, которые вышли из Сарматии (Sarmatien), Пруссии (Preussen), Руси (Reussen) и Самоедии (Samojeden). Так и значится: Samojeden, «где по сей день есть река Обь». Самое смешное, что слева от Обской губы, действительно, находится историческая область Обдора, которая на Руси была известно со времён Владимира Красное Солнышко. Обдора существовала как Обдорское княжество до 1607 года.
Ободриты - это одно из самых влиятельных племенных объединений славян, господствовавших в Европе IV-VIII веков. Они появились на южном берегу Балтийского моря сразу после похода Алариха, в результате которого Рим пал, а значит, входили в состав армии победителей, о чем можно судить по автографам, которые Obdoriten (на латыни этот этноним до сих пор так пишется) оставляли после себя на карте Европы. И сегодня в Бетике и Фракии можно найти Абдеру и Абдеры, которые явно воспроизводят название милой заснеженной родины Obdoriten. Да и река Одра (ныне Одер), где жили Ободриты, звучит как сокращеная Обдора.
Ободриты и Готы были в числе главных строителей цивилизации, о которой мы знаем только то, что скандинавских сагах она зовётся Гардарикой - "страной городов". И действительно, в 751 году, когда история Ватикана и первой франкской династии королей-христиан ещё только начиналась, все древнейшие города Европы уже стояли. Их построили те, кто изобрел двухпалубные суда и международное торговое право, которое позднее назовут Ганзейскии союзом. Даже рыцарство, которое мы приписываем христианской цивилизации, на самом деле, явление дохристианской культуры, потому что Riter (сначала писалось с одной t) - это латинское написание имени ободритского военно-духовного ордена Ратарей, поклонявшихся богу бранной славы Святовиту. Фактически все, чем сегодня гордится европейское Средневековье, было создано предшествовавшей цивилизацией, которую принято называть венедской (по имени одной из племенных групп славян), но в Ватикане этот богатый и цветастый мир называли иначе: Euro (Eous) Pars - Восточная Сторона, потому что он находился к востоку от Рима. От Европартс произошло слово Европа, которое, впрочем, стало топонимом лишь в XVIII веке. До этого континент, обустроенный выходцами из Ямало-Ненецкого округа, на всех картах мира значился как Азия, а точнее - Асия.
Ещё в IV веке италийский историк Аммиан Марцеллин описывал Асию как страну Асов-Аланов, а в XI веке Адам Бременский говорил про балтийских Алан, что те «сами себя называли Wizzi». Если латинянин называют Алан словом "уоизe", значит, он пытается произнести русское слово "ясы". А мы знаем, что Ясы, то есть Асы на Северском Донце в VIII веке учинили государство, территорию которого арабские географы и еврейские правители называли словом Рус, а летописцы - Русской Землей. Потому что эти Асы были Аланами из племени Рухс (Светлые). Их так и звали - Рухс Аланы, то есть Роксоланы, от коих Ломоносов совершенно закономерно выводил "род русский". Да простят меня дипломированные историки, но Wizzi, упомянутые каноником из Бремена, это же визитная карточка Континентальных Готов. Они же себя так и называли: Wise-готы. Беда только в том, что мы как хорошие мальчики читали: Везе-Готы, хотя надо читать, как учил блаженной памяти Адам Бременский "Ясы-Готы". Они же Языги. Они же Касоги. Они же Казаки. И прав был другой каноник - Матвей Меховский, который на рубеже XV-XVI вв сообщил, что Готы в Московии и на Руси зовутся Половцами. В некоторых русских летописях Половцы, действительно, ассоциируются с Ясами/Асами, то есть Готами («;рополкъ ходи на Половьчскую землю… и приведе с собою ;съ; и жену полони соб; ;съ;ню». Лаврентьевская летопись). Вот вам и ответ на вопрос, мучивший не одно поколение исследователей: почему русские летописцы награждали Половцев странным эпитетом “Лукоморцы”?
Комментирует ситуацию, как всегда, "наше все" - Александр Сергеевич Пушкин. Он был потомком целой кучи Пушкиных, которые несли “цареву службу” воеводами, да письменными головами, в Мангазее, Пелыме, Сургуте, Тобольске, Туринске, Тюмени, поэтому семейный архив поэта наверняка содержал документы, относящиеся к деятельности Пушкиных-сибиряков. Были легенды. Иначе откуда взялся букет фантастических образов в прологе к "Руслану и Людмиле"? О! Виссарион Белинский не зря назвал их "поддельными цветами" (Белинский, соч. 9 т. М. 1974:т.4 с.125), а все исследователи дружно отмечали в них влияние европейского фолькера - Лукоморье с его населением в виде летающего колдуна, древесной Русалки, Головы Великана и взводом морских рыцарей, действительно, почти не имеет параллелей в русском народном фольклоре! И тем не менее, Пушкин эти образы представляет как факт русской культуры - той, которую мы забыли. На это указывает "вишенка на торте" - неожиданное и прямое заключение поэта: "там русский дух… там Русью пахнет!" Хотя сказано было про Ямало-Ненецкий округ. Ведь Lucomoria на популярных в ту эпоху картах Г. Меркатора (1546), И. Гондиуса (1606), И. Массы (1633), Г. Кантелли (1683), Н. Витсена (1714) - это огромная лука (вытянутый залив) которую образует Обь, прежде чем впасть в Карское море. И хотя все известные московские карты Сибири, никогда это место так не называли (обычно, «Обское море» или «Обская губа»), но австрийский посланник Сигизмунд Гербершейн свидетельствует, что во время своей миссии при дворе Ивана Грозного ему довелось держать в руках старинный русский подорожник (дорожную карту), в котором Лукоморьем называлась страна или местность, «лежащая на горах за рекой Обью». На карте, которую Герберштейн поместил в своей книге «Записи о Московии» (МГУ, 1988, с.150), Лукоморье указано как область в низовьях Оби, где «из Лукоморских гор вытекает река Коссин... Вместе с этой рекой берет начало другая река Кассима". Похожим образом Lucomoria упоминается и в Начальной летописи («горы, заходящие в луку моря»), и у Александра Гваньини («область Лукаморья тянется длинной полосой подле северного моря»), и у Бальтазара Койэта («Сибирь лежит между Кондорией, Лукоморьем и Пермью»). Очевидно, это только малая часть источников, которые свидетельствуют, что пушкинское Лукоморье и древняя Lucomoria - это правобережье Оби против устья Иртыша. Здесь и сегодня можно видеть Лукоморские горы - это современное Белогорье, которое является западной частью Сибирских увалов, а так же реки Казым (у Герберштейна, - Коссима) и Казымка (ныне Назым).
Лукоморье в его Обдорой, Скандзой (кстати, Скандза - это чисто западнославянское носовое произношение слова Сказа, Сказка, по аналогии, например, со словом Свентовит, которое по-русски - Святовит) и другими легендарными островами и землями - это важнейший центр Древней Асии. Отсюда в незапамятные времена, перевалив через Рифейские горы, вышли в Ойкумену бледнолицые выходцы из “сумеречных стран” - предки современных нацией Европы. Они запечатлелись в Скрижалях как МассаГеты, МироГеты, ТиссаГеты, ТираГеты, СамоГеты, ФракоГеты, ДжиГеты и прочие бесчисленные Геты (Гетами называл Готов Иордан), но это были создатели Асии, то есть Асы. Они создавали смешанные этнические сообщества, потому что по мере своего проникновения вглубь континента не уничтожали местные племена, а создавали с ними союзы. Эта стратегия хорошо просматривается на примере истории, которая произошла с теми Лукоморцами, которые пошли не на Запад, а на Юг. Используя Обь как путеводную нить, они шли вверх по течению. Доказательством тому - следы длительных стоянок, запечатлённые, например, в готском звучании названий рек Андрева и Андрава, которые впадают в Обь недалеко от Красного Яра. Есть даже приобский народ, словно бы заимствующий свой этноним – Кеты. Язык Кетов, как показали специальные исследования (А.А.Халдеева-Быкова) содержит много параллелей со строем языка «древних германцев». Финал большого пути ждал Готов на Алтае, где жили Теле. Это известный народ. Его представители описываются в китайских хрониках как «белокурая азиатская народность» (В.Иванов). Повозки Теле, предназначенные для сверхдальних маршрутов, узнавали во всем мире по огромным колесам, поэтому слово Теле закрепилось во всех языках как термин, обозначающий “издалекость” или “продвинутость”. Всем известны такие слова как ТЕЛега, ТЕЛевидение, инТЕЛлекта, инТЕЛлигенция, ТЕЛепортация...
Мы не знаем, как Теле встретили Готов, но знаем, что корпорация Телень-Геты ("толенгыты") впервые стала фигурировать в китайских хрониках, начиная со времен Великих Гунов. Соответственно, имена гуннских вождей начали трансформироваться, приобретая готское (асийское, скифское) звучание. Сравните: Чжи-Чжи - основатель гуннского царства в степях Восточного Казахстана в 55 году до н.э., и Аттила - царь гуннов, в 434 году осадивший Константинополь. А через 1170 лет, после того как улеглась пыль после огромного количества потрясших мир событий, послы Московского царя Бориса Годунова нашли там же, в Верхнем Приобье “Телеутскую землицу“ - последний в мире каганат, потому что эта форма государственности во всем мире исчезла много веков назад. В 1604 году границы “Телеутской землицы” охватывали часть Новосибирской и всю Кемеровскую область, Алтайский край, а также большой кусок территории современного Северного Казахстана. Царевы люди приехали к реке Мереть (Новосибирская область), где располагалась резиденция кагана, чтобы просить его о военно-политическом союзе. С Запада приходили грозные вести о готовящемся вторжении Речи Посполитой во главе с “царевичем Дмитрием”, и взоры Кремля, как всегда, обратились на Восток. Переговоры, продолжавшиеся четыре года, ни к чему не привели, но страна Телень Гетов (казаки за внешность их называли Белыми Калмаками) стало единственным государственным образованием на территории Сибири, суверенитет которого был признан Московским царством. Официальные дипломатические отношения продолжались на протяжении целого века. В 1662 году, если верить данным Г.Миллера и А.Уманского, на пограничной Меже между Телеутской землицей и Томской волостью была построена таможня, с которой началась история самого первого в мире мегаполиса с миллионным населением, который родился в отрицательной климатической зоне - история Новосибирска.