Найти тему

Самолет на Неве. Ленинградская история

Вчера, когда весь мир восхищался профессионализмом и мужеством экипажа самолета А-321, выполнившего посадку на кукурузном поле, я вспомнила о другом похожем случае, который произошел в Ленинграде в 1963 году. Но тогда о героизме летчиков предпочли широко не распространяться, а между тем, им удалось совершить невероятное – посадить самолет на воды Невы без последствий для пассажиров.

Самолет Ту-124
Самолет Ту-124

21 августа 1963 года новенький Ту-124 совершал рейс из Таллина в Москву. Проблемы начались сразу после взлета: не убралось правое шасси. Во время переговоров с диспетчером было принято решение о возвращении в аэропорт вылета, но над Таллином уже завис густой туман. Тогда аварийную посадку было решено совершить в Ленинграде.

Чтобы выработать топливо и избежать пожара во время экстренного приземления, самолет кружился вокруг города. Неожиданно заглох один из двигателей. Как выяснится потом, керосин уже закончился, но приборы ввели летчиков в заблуждение, заставляя заходить на очередной круг.

После сообщения о заглохшем двигателе экипаж получил разрешение «срезать» путь до аэродрома и лететь через город. Когда отказал второй двигатель, сорокотонная махина начала приземляться на величественный купол Исаакиевского собора.

Исаакиевский собор. Советская фотография
Исаакиевский собор. Советская фотография

Увидев сбоку блеснувшие воды Невы, пилоты Виктор Мостовой и Василий Чеченов приняли единственное правильное решение: садиться на воду. Самолет пронесся над Большеохтинским мостом и приводнился между опорами тогда еще строящегося моста Александра Невского и Финляндским железнодорожным мостом. Благодаря мастерству экипажа ни один человек из 44 пассажиров не получил даже царапины.

Об уникальной посадке на Неву в день происшествия сделали короткое объявление на радио. Чуть позже о подвиге летчиков написала газета «Известия», но в дальнейшем о происшествии постарались поскорее забыть. Миф о том, что самые лучшие в мире советские самолеты никогда не ломаются и не совершают аварийных посадок, требовал жертв. Не смотря на коллективное письмо от пассажиров с благодарностями за спасение, пилотов наградили не сразу. Командира экипажа Виктора Мостового даже пытались привлечь к ответственности "за разгильдяйство".

Приводнение на Неву Ту-124 1963 г. Фотография Сергея Вершлера, ru.wikipedia.org
Приводнение на Неву Ту-124 1963 г. Фотография Сергея Вершлера, ru.wikipedia.org

Милиционеры, работавшие на месте ЧП, строго следили за тем, чтобы никто из зевак не снимал самолет. В буквальном смысле отнимали фотоаппараты и засвечивали в них пленку. Единственная фотография, сделанная на месте ЧП, была опубликована спустя 30 лет и облетела весь мир. Ее автор - ленинградец Юрий Туйск - сумел незаметно для милиционеров сделать один кадр.

Советские летчики не только спасли пассажиров, летевших у них на борту, но и помогли конструкторам обнаружить и устранить недоработки на шасси самолетов этой серии.