Вчера, когда весь мир восхищался профессионализмом и мужеством экипажа самолета А-321, выполнившего посадку на кукурузном поле, я вспомнила о другом похожем случае, который произошел в Ленинграде в 1963 году. Но тогда о героизме летчиков предпочли широко не распространяться, а между тем, им удалось совершить невероятное – посадить самолет на воды Невы без последствий для пассажиров.
21 августа 1963 года новенький Ту-124 совершал рейс из Таллина в Москву. Проблемы начались сразу после взлета: не убралось правое шасси. Во время переговоров с диспетчером было принято решение о возвращении в аэропорт вылета, но над Таллином уже завис густой туман. Тогда аварийную посадку было решено совершить в Ленинграде.
Чтобы выработать топливо и избежать пожара во время экстренного приземления, самолет кружился вокруг города. Неожиданно заглох один из двигателей. Как выяснится потом, керосин уже закончился, но приборы ввели летчиков в заблуждение, заставляя заходить на очередной круг.
После сообщения о заглохшем двигателе экипаж получил разрешение «срезать» путь до аэродрома и лететь через город. Когда отказал второй двигатель, сорокотонная махина начала приземляться на величественный купол Исаакиевского собора.
Увидев сбоку блеснувшие воды Невы, пилоты Виктор Мостовой и Василий Чеченов приняли единственное правильное решение: садиться на воду. Самолет пронесся над Большеохтинским мостом и приводнился между опорами тогда еще строящегося моста Александра Невского и Финляндским железнодорожным мостом. Благодаря мастерству экипажа ни один человек из 44 пассажиров не получил даже царапины.
Об уникальной посадке на Неву в день происшествия сделали короткое объявление на радио. Чуть позже о подвиге летчиков написала газета «Известия», но в дальнейшем о происшествии постарались поскорее забыть. Миф о том, что самые лучшие в мире советские самолеты никогда не ломаются и не совершают аварийных посадок, требовал жертв. Не смотря на коллективное письмо от пассажиров с благодарностями за спасение, пилотов наградили не сразу. Командира экипажа Виктора Мостового даже пытались привлечь к ответственности "за разгильдяйство".
Милиционеры, работавшие на месте ЧП, строго следили за тем, чтобы никто из зевак не снимал самолет. В буквальном смысле отнимали фотоаппараты и засвечивали в них пленку. Единственная фотография, сделанная на месте ЧП, была опубликована спустя 30 лет и облетела весь мир. Ее автор - ленинградец Юрий Туйск - сумел незаметно для милиционеров сделать один кадр.
Советские летчики не только спасли пассажиров, летевших у них на борту, но и помогли конструкторам обнаружить и устранить недоработки на шасси самолетов этой серии.