Найти тему
Выживаем в России

Почему у нас не будет четырёхдневной рабочей недели?

Кто не работает, тот ест!
Кто не работает, тот ест!

Не хотелось писать на эту глупую тему, но многим она нравится, так что вкратце пробегусь.

Итак, вначале Медведев, а потом и ФНПР высказались о том, что надо переходить на четырёхдневную рабочую неделю. Мол, в Новой Зеландии, Франции и некоторых других странах так сделали, почему бы и нам не присоединиться? Минтруда эту тему рассмотрит в сентябре, но со стопроцентной вероятностью её отложат на когда-нибудь потом.

И правильно сделают.

Сразу определимся, что я не против посвящать работе 4 дня, а не 5-6-7, как сейчас. Но я не готов получать на 20% меньше, так как нынешней зарплаты едва хватает на жизнь, а об обслуживании кредитов и речи быть не может.

Но инициаторы утверждают, что заработную плату нужно сохранить. Тогда возникает закономерный вопрос: откуда деньги? Мы своим трудом производим для своих контор именно эту форму энергии.

Производительность труда – это и есть соотношение наших усилий и полученного результата. К слову, этот показатель в России очень низкий, на уровне стран третьего мира. Поэтому мы работаем много, а получаем мало.

Чаще всего, причина не в нас самих. Устаревшее оборудование, неэффективная организация труда, низкий уровень управленческих компетенций и само общественно-государственное устройство со всей коррупцией и громоздкой бюрократией обесценивают наше время и усилия на работе.

Если в таких условиях просто механически убрать один рабочий день, то будет как в Греции, где за несколько месяцев эта поблажка стала одной из причин национального дефолта. Да и во Франции получилось, мягко говоря, не очень.

В итоге, чтобы выжить, менеджерам придётся идти на хитрости: брать людей на полставки, платить серую зарплату, уговаривать на никак не фиксируемые сверхурочные и так далее. В итоге станет только хуже, чем сейчас.

-2

Чтобы меньше работать, но больше получать, нужно работать эффективнее. А это возможно лишь благодаря автоматизации, модернизации рабочего процесса, сокращению управленческой вертикали и так далее. Одним словом, всё это – фишка шестого технологического уклада, до которого нам ещё далеко, но который неизбежно наступит и далеко не к всеобщей радости.

Впрочем, в отдельных сферах получается. Недавно один мобильный оператор сократил свыше сотни бухгалтеров нижнего и среднего звена, заменив их искусственным интеллектом. Получилось здорово: экономия ресурсов, рост эффективности и так далее. Оставшиеся специалисты стали получать больше. Но остались только лучшие – те, которые справляются в любой нестандартной ситуации и умнее самого умного компьютера. А остальные оказались на улице. То же самое сейчас происходит с программистами, журналистами и так далее. Убирают «ботов».

Но к чему это приводит? Правильно, к безработице. Вы уверены, что, когда 90% ваших коллег заменят роботами, вы останетесь в числе лучших и незаменяемых? У вас есть запасные варианты трудоустройства, пассивный доход, хобби, которое можно монетизировать? У большинства, скорее всего нет. И сейчас нам надо думать ровно об этом и готовиться к этому, а не планировать, на что потратить ещё один выходной день.