Лет сорок назад слова «ГАИ» и «Федор Бухин» были у нас в городке почти синонимами. Коренной кольчугинец мог не знать, как зовут Первого секретаря горкома КПСС, но старшего инспектора ГАИ Бухина знал обязательно. Да ладно бы, только горожане.
- Ты откуда сам?
- Из Кольчугина.
-О! Бывал я у вас там. Федю Бухина знаешь?
Реальный диалог за пару тысяч километров от дома.
Сейчас Федор Иванович давно уже в отставке. Четвертого августа ему исполнилось 76 лет. Тот случай, когда по виду не скажешь. Выглядит он, как крепкий ветеран лет шестидесяти. В деревне своей, Беречино, держит пасеку.
- Пчелы собирают взяток в радиусе около пяти километров. Здесь места чистые, - говорит пчеловод. - Нет, у нас отравления пестицидами не отмечено. Вышки сотовой связи - да, могут мешать, дезориентировать пчелу.
На пасеке - семь ульев, в каждом - десятки тысяч пчел. Одна семья - как население всего Кольчугина, и это население требует заботы. За видимой идиллией пасеки - нелегкий и хлопотный труд пчеловода.
Интересно, рядом с ульями на деревьях висят ловушки для ос и шершней. Странно, что в пластиковые бутылки с сиропом попадаются только эти «насекомые-волки», а сами пчелы туда не лезут. Коллективный разум им что ли подсказывает правильное поведение?
Шершень, мышь, оса - враги улья. Но пчелы - не беззащитные жертвы. Жало не может пробить хитиновую броню врага? Пчелы облепят его со всех сторон, разогреют свои тела интенсивной работой мышц и… буквально сварят врага в живом коконе.
Пасечник облачается в защитный костюм, перчатки, шляпу с маской-сеткой. Не лишняя мера предосторожности. Хотя сам по себе пчелиный яд может быть полезен, но вопрос - в дозе и месте. Одно дело лечение пчелиными укусами ревматизма - осмысленная и весьма строгая процедура. Совсем другое - рой рассерженных насекомых.
Федор берет дымарь - специальный инструмент для обработки улья, снимает крышку с «домика»
-Так что для вас пчеловодство - работа или хобби?
-Ну, когда по сто и более килограмм меда сдавал - была работа, а сейчас, наверное, просто хобби, - усмехается Федор Иванович.
В народном календаре середина августа - Медовый Спас, самое время качать мед. Пасечник извлекает рамку, но меда на ней нет. Погода в этом году - подвела. И не только Федора. Существует некое неформальное сообщество у наших местных пчеловодов - они общаются, помогают друг другу и все в курсе, как дела у всех.
- На других пасеках то же самое. Я тебе так скажу - меда сейчас в стране вообще нет. То, что продают, - китайский суррогат из крахмала.
Мед в ульях, конечно же, есть, но только в нижних ярусах, тот, что нужен на прокорм самим насекомым. Они же для себя его и собирают, а обмен веществ у этих насекомых интенсивный, так что за год 100-150 кило съедят. Еще и докармливать приходится. При этом надо учитывать, что диета на одном сахаре для пчел вредна и даже смертельна. Сахарного диабета, у них, конечно, не бывает, но только в натуральном меде есть все необходимые для них питательные компоненты.
Пасечник аккуратно вставляет рамку на место. В рамке - рифленая пластина из воска - вощина, основа, на которой пчелы строят соты. Отработавшую свое вощину - сдают приемщикам, где ее переплавляют на новую. Можно, конечно, приобрести нужное оборудование и делать их самому из своего же сырья. Но овчинка не стоит выделки.
Деревенский дом бывшего лучшего старшего инспектора и бывшего лучшего участкового сожгли, и до сих пор поджигатель не найден. Мы сидим за столом в аккуратном дачном «сарайчике», где он и живет все лето.
- Федор Иванович, в чем секрет, как надо работать вашим коллегам сейчас?
- Знаешь, в каждой профессии есть свои трудяги и свои придурки. Первые думают, как лучше сделать свою работу, не досыпают и поесть нормально забывают, пусть это неправильно и для здоровья неполезно. Вторые думают, как лишней нагрузки избежать, только чтобы начальство придраться не могло. Такие были и тогда, есть и сейчас. Надо все устроить так, чтобы преимущество и по работе, и по жизни получали трудяги.
http://a-medianews.ru/index.php/home/kultura/item/1947-pchelovod-fedor-bukhin