Найти тему

Русские художницы XIX века, которые грудью проложили дорогу искусству

Оглавление

Женское искусство расцвело в ХХ веке, а вот в предшествующее столетие женщин-художников можно было пересчитать по пальцам. Тем не менее, отдельные фигуры оказали значимый вклад в искусство и подготовили почву к росту доступности женского образования и слому патриархальных представлений о том, какие профессии приличны для дамы.

Мария Константиновна Башкирцева (1858–1884)

Мария Башкирцева. В студии. Мастерская Жюлиана, 1881
Мария Башкирцева. В студии. Мастерская Жюлиана, 1881

Большую часть жизни Мария Башкирцева, родившаяся в Полтавской губернии, прожила во Франции, куда в детстве ее увезла мать после расставания с отцом художницы. Юная Мария хотела стать балериной, затем певицей и даже начала делать шаги в этом направлении, но в 16 узнала, что больна туберкулезом, а с 18 лет из-за болезни стала терять сначала голос, а потом и слух. Примерно тогда же Мария, больше всего мечтавшая о славе, решила заняться живописью и поступила в частную Академию. В 1880 году Башкирцева написала картину, на которой изображены художницы, пишущие с натуры. Картина "В студии" стала широко известной и в Академии, и за ее пределами.

«Если бы я родилась мужчиной, то покорила бы Европу. Родившись женщиной, я истощила энергию на споры с судьбой и эксцентричные выходки».
Мария Башкирцева. Дождевой зонт, 1883
Мария Башкирцева. Дождевой зонт, 1883

Не меньшую известность Башкирцевой принес ее дневник, особенно популярный в начале XX века: поклонницей Башкирцевой была Марина Цветаева, его высоко оценивали Валерий Брюсов. До сих пор интересны и актуальны многие мысли Башкирцевой. Например, свое художественное образование она оценивала невысоко:

«Я обречена на одиночество или на посредственность женской мастерской. Здесь вас не толкают вперед, не поощряют, и вы гниете на месте. Ах, почему я только женщина?»

Несмотря на то, что Мария скончалась в возрасте 25 лет, она успела создать около 150 картин, 200 графических работ и несколько скульптуры. Большая часть ее наследия погибла во время Второй мировой войны.

Мария Васильевна Якунчикова (1870–1902)

Мария Якунчикова. Выполненное по эскизу художницы настенное лоскутное панно.
Мария Якунчикова. Выполненное по эскизу художницы настенное лоскутное панно.

Мария Якунчикова состояла в родстве с Саввой Мамонтовым, Василием Поленовым и Павлом Третьяковым, поэтому с юности была причастна к искусству — для ее обучения живописью был нанят художник Николай Мартынов. Когда Марии было 18 лет, у нее обнаружили туберкулез (пугающее сходство с судьбой Марии Башкирцевой). Ради климата она переехала в Европу, где немало внимания уделяла декоративно-прикладному искусству, особенно керамике и выжиганию по дереву. Сергей Дягилев заказал Марии Якунчиковой обложку для журнала «Мир искусства». В 1900 году она участвовала в оформлении кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки в Париже, где ее работа получила серебряную медаль.

Якунчикова Мария. Страх, 1893-1895
Якунчикова Мария. Страх, 1893-1895

В 1896 году вышла замуж за врача Леона Вебер-Баулера, через два года у них родился первый сын. Рождение в 1901 году второго ребенка подорвало ее здоровье окончательно — в 1902 году художница умерла. Сергей Дягилев писал о ней:

«Она была характерно-русской женщиной с типично-русским дарованием... Лишь только она начала развиваться как художница, она вышла замуж, затем — дети, затем — серьезная болезнь сына и, наконец, смерть. Якунчикова мало успела, особенно по сравнению с тем, что могла. Но во всем, что она, впопыхах, между детскими пеленками и шумом Парижа имела время сделать — она выказывала глубину чудесного дарования, чутья и любви к далеким от нее русскими лесам, этим „елочкам и осинкам“, к которым она относилась с каким-то благоговением и к которым стремилась всю жизнь».

Елена Дмитриевна Поленова (1850 - 1898)

Иллюстрация из журнала "Мир искусства"
Иллюстрация из журнала "Мир искусства"

Елена Поленова, сестра известного русского живописца Василия Поленова, близкая подруга Марии Якунчиковой, и художница, создававшая на полотнах сказочный мир. Ее интерес к мифическим сюжетам — родом из детства: маленькой Лиле читали русские народные сказки. Елена Поленова обучалась у Ивана Крамского в Петербургской школе Общества поощрения художеств. Впоследствии несколько ее работ приобрел для коллекции сам Третьяков. Холсты со сказочными сюжетами, которые приходили Елене во сне, создавались ею в имении мецената Мамонтова, в Абрамцево. Имя Елены Поленовой редко упоминаются в энциклопедиях по живописи,и её вклад в развитие русской графики и декоративного искусства остается недооцененным.

Елена Поленова. Зверь, 1895-1898
Елена Поленова. Зверь, 1895-1898

Эмилия Яковлевна Шанкс (1857 — 1936)

Эмилия Шанкс. Медицинский осмотр в русской богадельне, (между 1880-1900)
Эмилия Шанкс. Медицинский осмотр в русской богадельне, (между 1880-1900)

Эта англо-русская художница стала первой женщиной-живописцем, принятой в Товарищество передвижных художественных выставок.

Двое из восьми детей Джеймса-Стюарта Шанкса — Эмили и её младшая сестра Мария Яковлевна Шанкс (между прочим иллюстратор произведений Л. Н. Толстого) стали профессиональными художницами.

Эмилия Шанкс участвовала во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, выставках Московского общества любителей художеств, в галерее Лемерсье в Москве. После переезда в Лондон в 1913 году, выставляла свои работы в Лондонской Королевской Академии художеств. Отличительная черта жанровой живописи Эмилии Шанкс — обязательное присутствие на полотнах детей: «Старший брат», «Трудная задача», «Любимая кукла», «Наём гувернантки», «Мыльные пузыри», «Гостья в институте». Картину «Новенькая в школе» приобрёл у автора для своей коллекции в 1892 году П.М. Третьяков.

Эмилия Шанкс. Новенькая в школе, 1892
Эмилия Шанкс. Новенькая в школе, 1892

Рекомендую также:

Женщины-художники. Начало Ренессанса.

Женщины-художники. Продолжение Ренессанса.