Женское искусство расцвело в ХХ веке, а вот в предшествующее столетие женщин-художников можно было пересчитать по пальцам. Тем не менее, отдельные фигуры оказали значимый вклад в искусство и подготовили почву к росту доступности женского образования и слому патриархальных представлений о том, какие профессии приличны для дамы.
Мария Константиновна Башкирцева (1858–1884)
Большую часть жизни Мария Башкирцева, родившаяся в Полтавской губернии, прожила во Франции, куда в детстве ее увезла мать после расставания с отцом художницы. Юная Мария хотела стать балериной, затем певицей и даже начала делать шаги в этом направлении, но в 16 узнала, что больна туберкулезом, а с 18 лет из-за болезни стала терять сначала голос, а потом и слух. Примерно тогда же Мария, больше всего мечтавшая о славе, решила заняться живописью и поступила в частную Академию. В 1880 году Башкирцева написала картину, на которой изображены художницы, пишущие с натуры. Картина "В студии" стала широко известной и в Академии, и за ее пределами.
«Если бы я родилась мужчиной, то покорила бы Европу. Родившись женщиной, я истощила энергию на споры с судьбой и эксцентричные выходки».
Не меньшую известность Башкирцевой принес ее дневник, особенно популярный в начале XX века: поклонницей Башкирцевой была Марина Цветаева, его высоко оценивали Валерий Брюсов. До сих пор интересны и актуальны многие мысли Башкирцевой. Например, свое художественное образование она оценивала невысоко:
«Я обречена на одиночество или на посредственность женской мастерской. Здесь вас не толкают вперед, не поощряют, и вы гниете на месте. Ах, почему я только женщина?»
Несмотря на то, что Мария скончалась в возрасте 25 лет, она успела создать около 150 картин, 200 графических работ и несколько скульптуры. Большая часть ее наследия погибла во время Второй мировой войны.
Мария Васильевна Якунчикова (1870–1902)
Мария Якунчикова состояла в родстве с Саввой Мамонтовым, Василием Поленовым и Павлом Третьяковым, поэтому с юности была причастна к искусству — для ее обучения живописью был нанят художник Николай Мартынов. Когда Марии было 18 лет, у нее обнаружили туберкулез (пугающее сходство с судьбой Марии Башкирцевой). Ради климата она переехала в Европу, где немало внимания уделяла декоративно-прикладному искусству, особенно керамике и выжиганию по дереву. Сергей Дягилев заказал Марии Якунчиковой обложку для журнала «Мир искусства». В 1900 году она участвовала в оформлении кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки в Париже, где ее работа получила серебряную медаль.
В 1896 году вышла замуж за врача Леона Вебер-Баулера, через два года у них родился первый сын. Рождение в 1901 году второго ребенка подорвало ее здоровье окончательно — в 1902 году художница умерла. Сергей Дягилев писал о ней:
«Она была характерно-русской женщиной с типично-русским дарованием... Лишь только она начала развиваться как художница, она вышла замуж, затем — дети, затем — серьезная болезнь сына и, наконец, смерть. Якунчикова мало успела, особенно по сравнению с тем, что могла. Но во всем, что она, впопыхах, между детскими пеленками и шумом Парижа имела время сделать — она выказывала глубину чудесного дарования, чутья и любви к далеким от нее русскими лесам, этим „елочкам и осинкам“, к которым она относилась с каким-то благоговением и к которым стремилась всю жизнь».
Елена Дмитриевна Поленова (1850 - 1898)
Елена Поленова, сестра известного русского живописца Василия Поленова, близкая подруга Марии Якунчиковой, и художница, создававшая на полотнах сказочный мир. Ее интерес к мифическим сюжетам — родом из детства: маленькой Лиле читали русские народные сказки. Елена Поленова обучалась у Ивана Крамского в Петербургской школе Общества поощрения художеств. Впоследствии несколько ее работ приобрел для коллекции сам Третьяков. Холсты со сказочными сюжетами, которые приходили Елене во сне, создавались ею в имении мецената Мамонтова, в Абрамцево. Имя Елены Поленовой редко упоминаются в энциклопедиях по живописи,и её вклад в развитие русской графики и декоративного искусства остается недооцененным.
Эмилия Яковлевна Шанкс (1857 — 1936)
Эта англо-русская художница стала первой женщиной-живописцем, принятой в Товарищество передвижных художественных выставок.
Двое из восьми детей Джеймса-Стюарта Шанкса — Эмили и её младшая сестра Мария Яковлевна Шанкс (между прочим иллюстратор произведений Л. Н. Толстого) стали профессиональными художницами.
Эмилия Шанкс участвовала во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, выставках Московского общества любителей художеств, в галерее Лемерсье в Москве. После переезда в Лондон в 1913 году, выставляла свои работы в Лондонской Королевской Академии художеств. Отличительная черта жанровой живописи Эмилии Шанкс — обязательное присутствие на полотнах детей: «Старший брат», «Трудная задача», «Любимая кукла», «Наём гувернантки», «Мыльные пузыри», «Гостья в институте». Картину «Новенькая в школе» приобрёл у автора для своей коллекции в 1892 году П.М. Третьяков.
Рекомендую также:
Женщины-художники. Начало Ренессанса.
Женщины-художники. Продолжение Ренессанса.