В 1919 году в Новгородской губернии участились случаи антисоветской пропаганды и дезертирства. В целях борьбы с контрреволюционной деятельностью производились аресты и расправы над виновными. Имущество конфисковалось, даже в случае оправдательного решения вернуть вещи было практически невозможно.
У Парасковьи Сергеевны Кузьминой арестовали троих сыновей. Старшего расстреляли через несколько часов после ареста, а двое сидели в ожидании суда. Женщина находилась там же в Демянске, ее допрашивали. В это время у них дома было изъято все имущество, которое частично продано соседям.
Председатель селения Есиповки рассказал:
«После ареста семьи Кузьминых, приехали вооруженные люди, окружили селение. Всех разогнали по домам. Сообщили, что Кузьмины подозреваются в контрреволюционной деятельности, в призывах к свержению советской власти. Поэтому они арестованы, в их домах пройдет обыск, и имущество будет конфисковано. Все изъятые вещи были сложены в амбар и опечатаны. А через две недели приехал милиционер Богданов с товарищами, погрузил все вещи на телегу и повез в Демянск»
Часть имущества разрешили соседям купить по заявлению. Поэтому у Кузьминых были проданы:
1 сенник – Данилу Варламову за 100 рублей.
1 сенник – зятю Кузьминой, Якову Кудряшову, за 70 рублей.
1 амбар – Есипову Архипу Антонову за 70 рублей,
1 амбар Федору Варламову за 20 – 30 рублей.
«Деньги получены сполна, и хотели выслать квитанции, но никакие квитанции о получении денег выданы не были. Милиционер Богданов приказал вещи из дома Кузьминых домашнего обихода раздать беднякам».
Читайте подробнее про Репрессированных
Согласно протоколу допроса Парасковьи Сергеевны Кузьминой:
«После расстрела, дня через три – четыре, в Демянск приехал наш сосед Мартын Крысанович, который сообщил, что приехал сам начальник милиции Богданов с товарищами. Они обобрали весь дом дочиста.
Помню из вещей и инвентаря только следующее, отобранное у меня:
- 3 пуда муки ржаной,
- 3 пуда 25 р соли,
- 1,5 пуда мяса коровьего,
- 3 ф русского масла,
- 80 ф сахарного песку,
- 10 ф меду,
- 5 ф сахару,
- 1 бочку с рожью, приготовленной для посева
- 2 кабриолета на ясельном ходу и в полной исправности,
- 1 шарабан на ясельном ходу,
- 1 сани чухонские
- 1 корову пестрой масти,
- 4 овец,
- Лошадь с полной упряжью и телегой на ясельном ходу. Приметы лошади поджарая здоровая кобылица 7 – 8 лет
- 4 шубы из коих три лисьих, каракулевая
- 4 шапки каракулевых.
Забрали все сундуки, в которых были 12 салфеток и 12 полотенец, вообще забрали все, что только оказалось надето на мне. Кроме того, отобрали всю посуду, как чайную, так и столовую. Кроме того, забрали амбар, который рядом или между избами. А из амбаров вынули все: куделю, вощину, сено, ободья.
Теперь местный председатель нашего селения Петр Михайлов забрал от меня занавеси от кровати и с окон последние, тулуп черный бараний, сапоги кожаные и надел их своему сыну на ноги. Кадку из-под воды, обрезки и еще что-то, не помню.
А местный секретарь Вармлам Гаврилов взял у меня 1 пару черных рукавиц, кусок материи 20 аршин, щетку для льна, а прочего не помню...
Дополнительно отмечено, что у семьи Кузьминых было 2 дома с надворными постройками, 2 амбара, 2 сенника, гумно. А у Ильи Кузьмина был сельскохозяйственный инвентарь, а также лошадь, корова и телега...
Кстати, двоих братьев Кузьминых оправдали и отпустили. Но соседи продолжали писать на них заявления «они - агитаторы против советской власти». Вернуть имущество назад не удалось.
Читайте статьи "Как написать историю своей семьи"
Спасибо за лайк! Подпишись, чтобы не пропустить новые семейные истории!