В начале 60-х пресса обожала «Битлз». Особенно журналистам нравилось то, как битлы, с юмором и иронией, отвечают на заданные вопросы. Однажды, Ринго спросили: «Вам нравится Бетховен?». «Да, - не моргнув глазом, ответил барабанщик – особенно его стихи!». Все присутствующие на пресс-конференции рассмеялись, посчитав это удачной шуткой. Мало кто знал, что Бетховен таки писал стишки, правда, не уверен, что об этом знал и сам Старр. Тут дело в другом. По факту, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Поэтому, многие великие артисты пишут замечательные стихи и прозу, великолепно рисуют, демонстрируют навыки скульпторов и т.д.
Все выше сказанное вполне можно отнести к великому певцу Ф. И. Шаляпину, который оказал колоссальное влияние на развитие мирового оперного искусства. Для многих из нас, Шаляпин – это исполнитель арий, романсов и песен. Но, Федор Иванович, в разные периоды своей жизни, занимался в живописью, графикой, скульптурой, снимался в кино. Но все же, второй после песни музой, оставалась поэзия. Врожденная музыкальность и чувство ритма помогли ему освоить стихосложение. Шаляпин много печатался в журналах дореволюционной России, особенно в «Будильнике». В основном – под псевдонимом. Исследователи его творчества до сих пор спорят об авторской принадлежности того или иного стихотворения. Иногда им везет: удается обнаружить и идентифицировать неизвестные ранее стихи и рисунки певца. Стоят они, кстати, немалых денег.
Стоит отметить, что любовной лирики оперный певец чурался, в основном из-под его пера выходили замечательные скетчи, юморески, иронические миниатюры. Ведь жизнелюбие, чувство юмора и сарказм были неотъемлемыми свойствами натуры Шаляпина. К примеру, вот что он сказал о Мариинском театре: «К глубокому моему отчаянию я очень скоро убедился, что в этом мнимом раю больше змей, чем яблок…». Или, будучи на гастролях в Милане, Федор Иванович, во время исполнения оперной партии, увидел в зале свою будущую жену – балерину Иолу Торнаги. Он мгновенно сочинил в уме эпиграмму и вставил её в арию (подменив текст).
Вместо знакомого либретто публика услышала:
Онегин, я клянусь на шпаге,
Безумно я люблю Торнаги
Тоскливо жизнь моя текла,
Она явилась и зажгла…
У Шаляпина была привычка писать на стенах своих артистических уборных эпиграммы. В гримерке Большого театра он начертал:
Прощай, уборная моя,
Прощай, тебя покину я!
В декабре 1921 года гастроли Федора Ивановича проходили в нью-йоркской Метрополитен-Опера. Певцу отвели артистическую комнату знаменитого Карузо. Шаляпин был очень опечален (великий итальянский тенор умер в августе 1921-го). Эти два «великана» оперного искусства были знакомы.
На стене гримерки он оставил стихотворение, которое заканчивалось словами:
…И плачу я!.. И мне в ответ –
В воспоминаньях о Карузо –
Тихонько плачет твоя Муза.
Артист всегда тянулся к литературе. И в этом, он нашел поддержку пролетарского писателя Максима Горького. Графоманство – это конечно забавно. Но все же, блог наш музыкальный. В отличие от стихов и рисунков – музыкальное творчество певца досконально изучено!