Найти тему
Память Даурии

Из жизни казаков. Начало 20 века.

История Забайкалья тесно связана с историей казачества. Героические подвиги навсегда вписаны в летопись всех войн в которых учувствовали Забайкальские казаки, но как это часто бывает повседневная, мирная жизнь полна печальных страниц. Пренебрежение, иногда искреннее без умысла не понимание нужд простого казака и самодурство высокого начальства ставили казаков в тяжелое положение.
О путях и сообщениях.
Из газеты " Забайкалье" №17, 1901 год.

Насилу то мы дождались денег, следовавших нам от казны за доставку дров на станцию «Борзя»
(исполненную еще при постройке железной дороги). Большая часть этих денег была удержана станичным правлением за недоимки, так что нашим беднякам-недоимщикам, более всего нуждавшимся в деньгах, не пришлось получить ни копейки. Теперь наших властей беспокоит хлебная недоимка – руга, следующая местному церковному причту. По словам последнего, всей ружной (прим. жалование священникам) недоимки теперь за приходом числится до 400 пудов, и причт думает, что причиной такого громадного накопления ее является не только бедность населения (недоимка числится и за богатыми), но, вернее, халатное отношение к сбору со стороны местных властей, сделавших раскладку в некоторых поселках только тогда, когда руга давно бы должна быть собрана. В октябре был станичный сход, на котором, в числе других вопросов, обсуждался еще серьезный вопрос об открытии в станице почтово-телеграфного отделения. Вопрос этот не вызвал среди бывших на сходе «прений», скоро был разрешен в пользу отделения. Часть необходимой для этого суммы согласились отпустить из станичных сумм, а остальное заполнить пожертвованиями частных лиц. Теперь остается только пожелать полного успеха ходатайству наших общественников и порадоваться, что наконец-то и мы будем получать почту правильно и в целости. А то ведь, право, жаль несчастную корреспонденцию, следующую к нам из Усть-Или с сельской почтой. В одном только станичном правлении при разборе ей плохо приходится, а что достается ей за путешествие из Усть-Или, так и передать трудно. Немного о казачьем довольствии.

Газета "Восточное обозрение" №35, 1882 год.Издатель — Владимир Николаевич Майков (1826—1885). Общественное достояние.
Газета "Восточное обозрение" №35, 1882 год.Издатель — Владимир Николаевич Майков (1826—1885). Общественное достояние.

Из газеты "Восточное обозрение" №35, 1882 год.
В конце августа, из Читы, вниз по Ингоде, плыли молодые казаки -последнего призыва, отпущенные со службы в отпуска на месяц; дорогой они заплывали в деревни, за покупкою съестных припасов. Время было рабочее, большая пасть изб были пусты, или оставались в них старые и малые. Этим многие из казаков, в особенности дальни, пользовались, крали все, что плохо лежало: куриц, поросят, опустошали крынки с молоком, забирали хлеб, кроме того, пускались и на мошенниче¬ство: брали хлеб из рук хозяев, особенно женщин, и не заплатит за него, убегали. Оказывается, что многие из них делали это по необходимости. Еще в бытность их в Чите, сделано было распоряжение о приобретении на счет казаков медных чанов для варки пищи, для чего приказано было каждому из казаков внести по рублю. Всех казаков было, говорят, 1200 человек. Богатые внесли, а с бедняков же, не имевших возможности уплатить, удержано было из кормовых, отпущенных на дорогу. Таким образом, за неимением денег на дорогу, казаки принуждены были красть, или идти голодом.
Нельзя обойти стороной форму казачьего войска. Всегда, по крайней мере у меня возникал вопрос: - Почему современное казачество с остервенелой упертостью копирует "всеми любимый" 1913 год? Не ужели если бы казачество сохранилось и не было бы революции, продолжало бы ходить в такой же форме, что и сотню лет назад? Думаю, что нет, скорее всего, казачьи войска, если бы сохранились, были похожи на современный полицейский спецназ.
Проблемой казачьего обмундирования грамотные офицеры задавались и в далеком 1907 году.

Журнал "Разведчик" , 1907 год.  Автор: Владимир Антонович Березовский (1852—1917). Общественное достояние.
Журнал "Разведчик" , 1907 год. Автор: Владимир Антонович Березовский (1852—1917). Общественное достояние.

Из журнала "Разведчик" за 1907 год.
Печальный опыт не менее печальной минувшей русско-японской войны с поразительной ясностью засвидетельствовал всю непригодность нашего воинского обмундировали, на казаках же эта непригодность отразилась еще рельефнее, еще яснее... При всяком удобном, да и неудобном случай, казаки всегда старались забросить его и с видимым удовольствием облекались в разного рода куртки, тужурки, блузы и даже китайские курмы. Истинный же праздник для казаков и офицеров быль, когда им, по распоряжению главнокомандующего, в ноябре месяце 1904 г. были отпущены интендантством куртки верблюжьего сукна с черными суконными же воротниками. Вей мундиры, а также совершенно непригодные и бесполезные форменный также длиннополые теплушки были, в тот же день, но просьбе самих же казаков, сданы в склады на хранение. Оставление в феврале Мукдена, где были устроены эти склады для всех полков дивизии, оказало большую услугу казакам в деле освобождение их от ненавистных долгополых зипунов, мундиров. Многие, случайно их при себе сохранившие сейчас же побросали их, чтобы, хотя временно избавить себя от необходимости облечься в измятую в седельной подушке долгополую хламиду. Факт этот говорить сам за себя. Не нов также и вопрос о лампасах на казачьих шароварах. Просили неоднократно и просили убедительно лишить казаков этого дорогого украшения и, уж если окончательно нельзя, опять таки по традиции, то оставить их только при парадной форме и тем прийти на помощь казаку удешевив его и без того дорогое обмундирование, заводимое им на собственный счет. Ведь с каждого казака требуют на службе двое шаровар: парадный и вседневные, некоторые же, усердные не по разуму, командиры полков требуют еще и третьи - средние. Пусть одни из них парадные будут с лампасами. Надеваемые 3-4 раза в год только на парады они отслужат казаку и обязательную службу в первой очереди и отбудут смотры во время пребывания его во 2-й и 3-й очередях, прочие же без лампас он будет носить всегда и вид их, хотя бы и поношенных, но без грязных сальных потертых тряпок по бокам, будет все-таки приличнее, да и у казака в кармане останется несколько лишних рублей, на какие он может построить необязательный, но требуемые третьи -средние шаровары. За упразднение лампас казак скажет только спасибо и, уж жалеть-то о них не будет. Ведь наша гвардия ходит же без лампас, а пальцами на нее за это не указывают и в укор ей никто этого не ставит.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях. Поддержите проект.

История умалчивает о многих историях.
/Юзеф Булатович
/