Найти в Дзене

Работа в зоне бедствия (Ленинаканский дневник). Часть 15. Новое землетрясение и пожар

В январе 1989 г. автор воспоминаний – Николай Афанасьевич Самусь – из г. Волгограда был направлен в качестве технического руководителя изыскательской группы НижневолжТИСИз в состав экспедиции Госстроя РСФСР в зону землетрясения – г. Ленинакан (ныне г. Гюмри), где был назначен главным геологом экспедиции. Работа была чрезвычайно масштабная и столь же специфическая.

Так «хранится» хлопок
Так «хранится» хлопок

На площадке, предназначенной для переноса села Гукасян, биолокацией обнаружил, что вся она пересечена более чем 50 трещинами, похоже, она садится на древний, глубинный, не активный разлом. (Позже я подумал, что это – результат разрушения литосферного блока на надвигаемом крыле зоны коллизии, как и в Спитаке). Пока ходили по площадке, дул сильный ледяной ветер, стыли руки и лицо, ветер выдавливал слёзы. Прямо как в аэродинамической трубе. В деревне, спрятанной в балке, ветер ощущался не так заметно. Возвращались домой около 5 вечера – пасмурное небо, нет той великолепной синевы небес, что была 3 часа назад, всё серо и неприветливо.

Вечером наблюдали интересное явление: на северо-востоке, по направлению с СЗ на ЮВ, проходила резкая граница облачности, примерно параллельно линии спитакского разрыва. Такое впечатление, как будто из нескольких плотных слоёв ваты был построен шатёр на четверть горизонта, а заходящее солнце подсвечивало его изнутри. Слева, над Памбакским хребтом, образовался гигантский гриб – туча, похожая на грозовую, но без вспышек молний. Эта картина наблюдалась не менее получаса, «шатёр» не деформировался, хотя перед ним, ближе к нам, с большой скоростью пролетали отдельные небольшие облака.

А вечером, в 21.37, когда мы сидели в штабном вагоне, случилось землетрясение. Вагон несколько раз сильно качнуло на протяжении секунд 10, я вышел на площадку посмотреть, не раскачивает ли кто вагон. Оказалось, ощутили толчок не только в вагонах, но и в деревянных домиках. Был слышен лай собак, а во время толчков какой-то глухой звук.

От усталости последние ночи плохо сплю, да и сегодня болит под левой лопаткой, сильно стучит сердце, не даёт спать.

31 марта. В газетах нет информации о землетрясении, но, говорят, центральное телевидение передало сообщение о нём, назвав эпицентром место между Гукасяном и Ленинаканом, якобы погиб скот, жертв нет. Я по своим наблюдениям в Ленинакане оценил силу в 5–6 баллов, не выше.

Сегодня работал до 23, закончил редактирование отчёта по базе Армюгстроя в Маисяне. Раньше, в обед, ездил обследовать дома по пл. Революции, 2 и рядом. Интересно, что сборные дома практически не пострадали, а во вставке между ними даже стёкла не вылетели, хотя часть их стоит её трёхрядной аномалии: вставка имела монолитные железобетонные пояса по всем шести этажам.

1 апреля 1989. В день смеха – не до смеха.

Поступили официальные сообщения о позавчерашнем землетрясении. В нём сказано, что сила землетрясения в эпицентре была 7–7,5 баллов, в Ленинакане – 6–6,5 баллов…

Третий день на северо-востоке стоит неподвижно странная облачная структура – шатёр. Несмотря на сильные ветры, стоит, как гора (простояла до 7 апреля). Не является ли она спутником землетрясения?

Здесь я забыл отметить день рождения внука Антона, не заметил, был ли приказ на увольнение из армии (сын Алексей, как студент МГУ, дослуживает свой год).

10 апреля. В 3:20 утра резкий стук в дверь купе. Проводница: «Сильный пожар. Эдуард Семёнович сказал, чтобы вы встали».

Горит вата (хлопок) в складе рядом с нашим поездом. Тюки спрессованного хлопка килограммов по 200 лежали под повреждённым навесом и рядом с ним (рис. 1), доступ туда был свободен, мы много раз проходили по территории прядильного предприятия и удивлялись, что никакой охраны вовсе нет. Решение Э.С. Савосина: оттащить поезд от места горения. Пока отсоединяли воду и электричество, пожар медленно разгорается, в 6:10 рухнула часть склада. Прямой угрозы поезду пока нет. Тепловоз, вызванный для отбуксировки поезда, ушёл. Никого из дежурных по городу и по управлению железной дороги нет, на месте только дежурные по штабу РСФСР, да трудится, с перерывами на заправку машины водой, один экипаж пожарников, не давая пожару распространяться. Я решил немного отдохнуть, проспал до половины восьмого. Пожар заметно унялся, но не прекратился, позже горящие тюки вывезли самосвалами на свалку, поскольку остановить их горение практически невозможно.

Продолжение следует.