Найти тему
Историческое оружиеведение

Как учили не травмировать руку при уколе на скаку в XIX веке.

Рисунок из фехтовального пособия А. Алессандри (1899 г.).
Рисунок из фехтовального пособия А. Алессандри (1899 г.).

Схватки на клинковом оружии верхом на лошади могли проходить на разных скоростях, от относительно неподвижно стоящих противников во время т.н. "свалки" (melee - мельница), до атак и защит на рыси и галопе. Во времена наполеоновских войн считалось, что скорость лошади на шаге может достигать 100 м/мин (6 км/ч), на рыси 200 м/мин (12 км/ч), на галопе - 300 м/мин (18 км/ч) и больше. При этом завершающий этап атаки, так называемый "шок" (shock - удар), должен был выполняться только на галопе, а учитывая, что шок мог быть обоюдным (это бывало редко, но все же бывало), и то, что в положении "к атаке" кавалерист чаще всего изготавливался к уколу, можно легко предположить, что на таких скоростях клинок колющего мог войти в тело противника до гарды, не только убив или ранив оппонента, но создав серьезные (вплоть до фатальных) проблемы своему владельцу. Он рисковал как минимум остаться без застрявшего в теле оружия, а как максимум - получить серьезную травму руки или вообще вылететь из седла. Именно об этом в 1854 году писал, например, Джон Джейкоб, командир британского 14th Prince of Wales's Own Scinde Horse (сам Джейкоб - личность весьма незаурядная - не только командир, воевавший в Афганистане, Индии и Персии, но и инженер, имевший принятые на вооружение изобретения в том числе и в области холодного оружия): "прямой клинок и его острие гораздо более опасны чем рубящий клинок в бою на земле. И я был уверен, что и для кавалерии он тоже является более эффективным. До тех пор, пока многочисленные испытания не убедили меня в обратном. После выполнения укола верхом на лошади, двигающейся быстрым темпом, не успеваешь отдернуть руку, скорость лошади загоняет клинок до рукояти или ломает его, прежде чем он бывает извлечен. У меня был такой клинок, вылетевший из моей руки после того, как рукоять с большой силой ударила в грудь противника, когда клинок прошел сквозь его тело. Клинок оказался крепким, а на руку был надет темляк. По мере того, как лошадь проносилась мимо, тело большого и тяжелого человека, напавшего на меня, полностью повернулось и клинок освободился. Сила удара и другие обстоятельства позволяют мне говорить о том, что в десяти случаях к одному в этой ситуации или клинок сломается, или солдат вылетит из седла, или случится то и другое сразу".

Шведские кавалеристы времен Северной войны в атаке (Военный музей, Швеция).
Шведские кавалеристы времен Северной войны в атаке (Военный музей, Швеция).

Чуть раньше (в 1831 году) об этом писал Антуан-Фортюне де Брак, отметивший, что часто видел, как всадники вывихивали себе кисти рук и на всю остальную кампанию становились таким образом негодными к службе, вследствие неловко сделанных уколов... Легко понять причину этого: усилия одной руки недостаточно для того, чтобы преодолеть инерцию всадника, вес и скорость движения которого довольно значительны". Поэтому все тот же де Брак весьма тщательно описывал технику нанесения безопасного для колющего кавалериста укола, для которого следовало: 1) хорошо укрепить (напрячь) руку; 2) хорошо выбрать цель, желательно - бок; 3) если колоть предполагалось выше бока, в грудную клетку, то направлять клинок следовало острым ребром в бок, чтобы он мог легче пройти между ребер; 4) колоть сразу на сколько можно глубже и тотчас же отводить локоть назад, в особенности если противник обращен лицом к колющему.

Французский гусар Гяндэ закалывает прусского принца Луи Фердинанда в бою у Заасфельда в 1806 году.
Французский гусар Гяндэ закалывает прусского принца Луи Фердинанда в бою у Заасфельда в 1806 году.

Однако к концу XIX века кавалерийские специалисты несколько изменили свое мнение относительно проблем, связанных с уколом. Так, например, А. Алессандри в 1899 году в своем фехтовальном пособии писал, что "для укола вперед нет необходимости в дополнительном толчке – сила движения лошади обеспечит достаточное проникновение. Кроме того, не бойтесь, что оружие застрянет или рука будет блокирована телом уколотого противника – он повернется, и рука с клинком освободится". С ним был в целом согласен и американец Дж. Паттон, не только разработчик кавалерийской шпаги обр. 1913 года, но и автор пособия по ее применению, писавший в 1914 году, что "нет никаких проблем в извлечении сабли из манекена после выпадов направо и налево по фронту. При извлечении оружия обучающийся должен отвести руку назад одновременно поворачивая запястье вправо. Это движение не извлекает саблю, но подтягивает мышцы и предотвращает изгиб запястья и болевые ощущения. Не должно быть и мысли об извлечении сабли прежде, чем она не войдет хорошо в манекен". Чуть раньше, в 1913 году, он, ссылаясь на мнение Верди дю Вернуа заявлял: "что касается вопроса извлечения своей сабли после укола, то это не сложно с подвижным манекеном и с человеком, который, будучи поражен, расслабится и, вероятно, упадет с лошади, освобождая ваше оружие". Однако американец, скорее всего, не учел, что дю Вернуа хоть и был прусским генералом но, во-первых, второй половины XIX века, а во-вторых - генералом от инфантерии, сиречь - пехоты.

Укол с выпадом налево из фехтовального пособия Дж. Паттона (1914 г.).
Укол с выпадом налево из фехтовального пособия Дж. Паттона (1914 г.).

В русской кавалерии акцент на технике безопасного укола не делался вплоть до конца XIX века. Так, "Воинский устав о строевой кавалерийской службе" 1843 года полагал, что по команде «Коли и руби в пол-оборота направо» рекрут, «подавая локоть назад, подымает правую руку, сгибая ее в локте так, чтобы кисть руки была выше правого плеча и как можно ближе к оному, относит локоть направо и назад от корпуса, а клинок сабли держит концом вперед и острием вверх, едва наклонив конец от горизонтального положения, имея кисть руки на высоте своего правого уха в расстоянии от него около 6 вершков. Стремительно вытягивая руку, колет по направлению полуоборота направо, т.е. несколько правее правого уха лошади. Не изменяя положения правой руки, он движением только одной кисти переносит быстро саблю направо, так, чтобы она, отходя несколько от горизонтального положения поднятым вверх концом, обращена была лезвием налево. Наносит горизонтальный удар справа налево и возвращается сам по себе в начальное положение". Из этого описания следует, что для освобождения острия оружия для последующего удара достаточно всего лишь переноса клинка движением "только одной кисти".

Положение руки по команде "Коли и руби в полоборота направо из "Воинского устава о строевой кавалерийской службы" 1843 г.
Положение руки по команде "Коли и руби в полоборота направо из "Воинского устава о строевой кавалерийской службы" 1843 г.

Не акцентировалось внимание на извлечении оружия после укола и в "Уставе о строевой кавалерийской службе" 1869 года, согласно которому после выполнения укола по, например, команде «налево коли» обучающийся после укола поворачивается во фронт и берет саблю на плечо". Только в "Уставе строевой кавалерийской службы" 1886 года появилось положение о том, что после выполнения укола следовало «быстро отдернуть шашку к правому уху». А в "Уставе строевой казачьей службы", изданном в 1899 году, техника выполнения укола описывалась уже так: "Для нанесения укола, всадник поворачивается корпусом в назначенную сторону, отдаваясь назад на противоположное стремя; вместе с тем сгибает правую руку так, чтобы кисть пришлась к правому уху, при чем лезвие шашки должно быть направлено кверху, а острие должно находиться на одной высоте с рукояткой и в том направлении, куда должен быть нанесен укол. Затем, сильным движением руки вперед наносит укол, подавая одновременно и корпус в ту же сторону. После укола, быстро отдергивает шашку назад к правому уху, поворачивается во фронт и берет шашку на плечо".

Выполнение укола шашкой из "Устава строевой казачьей службы" (1899 г.).
Выполнение укола шашкой из "Устава строевой казачьей службы" (1899 г.).

О том, как учили колоть шашкой вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов об истории фехтования и истории оружия. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!