Коммерциализация технологий - это процесс трансформации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в продукты и услуги посредством активного обмена идеями в рамках развития и трансфера технологических инноваций.
Формирование стратегии продвижения коммерческого предложения основывается на данных маркетинговых анализов рынка, бизнес-аналитике и информационной поддержке. Продвижение коммерческого предложения направленно на получение отклика от рынка, привлечение сторон, заинтересованных в развитии и коммерциализации технологии. Результаты разработки стратегии продвижения направленны на получение выгод от использования объектов интеллектуальной собственности посредством лицензирования, внедрение технологии в предприятие, привлечение инвестиций для развития и создания новых технологий.
Общие этапы всех видов коммерциализации заключаются в следующем:
- Формирование и продвижение коммерческого предложения
- Защита прав интеллектуальной собственности
- Получение выгод от результатов научно-исследовательской деятельности
Результаты коммерциализации определяются следующим:
- Возврат инвестиций в НИОКР
- Увеличение объемов производства
- Повышение качества продукции
- Снижение себестоимости продукции
Условно говоря, коммерциализация – это создание бизнеса, основанное на результатах научных исследований, лидерами которого являются авторы технологий, собственники, инвесторы.
Ключевые этапы процесса коммерциализации технологий:
- Новация: показатель уровня конкурентоспособности технологии на рынке услуг
- Ресурсы: технологические, финансовые, производственные
- Менеджмент: грамотное руководство, стратегия управления, привлечение инвесторов, покупателей, поставщиков
Кроме того, как любому коммерческому процессу, коммерциализации технологий присущие следующие особенности:
- Повышенный уровень риска и неопределенности, как следствие, трудности оценки экономического эффекта от инноваций и ограниченная рациональность в принятии решений
- Необходимость формирования нового специфического рынка для повышения спроса на инновационные товары
- Высокие транзакционные издержки при коммерциализации технологий