«Гость на свадьбе» (драма), Майкл Уинтерботтом, Великобритания, 2019
С таким названием от фильма можно было бы ожидать милой незатейливой мелодрамы о приключениях какого-нибудь заядлого холостяка и радикальной феминистки. Но Майкл Уинтерботтом не был бы самим собой, не заложив в легкое название сакральный смысл. В итоге получилась интернациональная мусульманско-европейская драма в неонуарном стиле. В меньшей степени здесь будет опостылевших всему миру проблем эмигрантов, но в большей – засилия стереотипов в сознании общества. Беспринципной жестокости и убийств с абсолютным равнодушием, а также бриллиантов по сто тысяч долларов и тотального одиночества души здесь также представлено с избытком.
Джей (Дев Патель) – индиец, живущий в Лондоне, соглашается за деньги съездить в Пакистан и выкрасть Самиру (Радхика Апте). Девушку помпезно и с соблюдением варварских традиций выдают замуж за нелюбимого жениха, согласно родительской договоренности. Пойти против воли семьи значит, в лучшем случае, наказать себя вечным изгнанием, в худшем – невесту просто заживо похоронили свои же родственники во дворе дома. Детально, с акцентом на интерьеры, географические точки передвижения, тонкости быта и традиции, режиссер ведет Джея по дороге в Пакистан под видом друга со стороны жениха.
Похищение удается почти без труда, беглецам предстоит долгая дорога через Пакистан в Индию с такими же тщательно заметаемыми следами, запутыванием преследователей. Поддельные паспорта, встреча с заказчиком, выяснение отношений, крах любви, внезапное убийство и новые приключения цвета глухой чадры, усыпанной бриллиантами, заставит пережить вместе с героями культурно-религиозный шок.
Плавное погружение в атмосферу другого мира и нравов как нельзя красочно раскроет природу многих мировых конфликтов и причин конфессиональной враждебности. Кто-то увидит здесь восточную экзотику, а кто-то гендерное неравенство и полное бесправие одного из полов в зависимости от точки пребывания на этом земном шаре. Но не спешите проникаться жалостью к сбежавшей невесте. Самира покажет себя во всей красе: получив патриархальное и уничижающее личность воспитание дома, затем сломав свои устои хорошим европейским образованием, девушка в итоге становится циничной и расчетливой, не оглядывающейся на мораль.
Впрочем, трагизма, крупных планов проживаемых эмоций у истории предостаточно, как и сногсшибательных пейзажный съемок непохожих друг на друга стран. Финал же оставит ощущение пролонгированной незаконченности на самой высокой ноте, что отлично располагает зрителя к дописыванию сценария своими выводами и эпилогами.
Роуд-муви фильма:
… К чему обет, как цепи на запястья...
Неужто столь бессмысленна идея,
Чтоб просто подарить друг другу счастье
И жить не разделяя, не владея?(с)
#кинопросмотрено #тольконовоекино #mlynby #просмотрено #драма #лучшеекино #рецензия