Потеря интереса к дальнейшему образованию после школы - то, с чем в век Интернета сталкивается немало молодых людей. Многие из них, желая светлой жизни, идут не в вузы, а сразу в попытки заработать капитал, и, по возможности, как-то прославиться. У некоторых это получается, остальные продолжают пытаться и утешают себя мыслью, что современное высшее образование бесполезно и никому не нужно. Так ли это? Попробуем разобраться.
Конечно, аргументы против современного образования приводятся по большей части здравые. Мир действительно меняется быстрее, чем меняется образовательная система, и уже на сегодняшний день даже школа не может дать человеку почти ничего, что он не сумел найти сам. Конечно, образование не способно научить многим необходимым современным вещам - что вкупе с застрявшим в советских временах процессом обучения является его главным минусом. Какие-то узкоспециализированые технические и гуманитарные дисциплины еще требуют серьезного погружения, но в остальном мир уже приспособился к простой истине - без образования тоже можно жить и даже становиться успешным.
Однако мы не ответили на главный вопрос. Нужно ли современное образование? Пожалуй, единственный возможный ответ - да, но не по тем причинам, о которых можно было бы подумать. Образование на сегодняшний день дает не знания - оно дает умение пользоваться ими. Да, все постоянно устаревает, но сами механизмы поиска и применения знаний пока что остаются примерно теми же. Высшее образование учит работать с источниками, анализировать полученную информацию, критически относиться к любым внешним рупорам, будь то СМИ или блогеры. Помимо очевидной пользы от применения знаний образование прививает и информационную гигиену. Человек учится не воспринимать постоянный белый шум, который идет из каждого телевизора и монитора. Мусор, информационный мусор - если не фильтровать его, то очень легко можно потеряться в этом океане бесполезного и погрузиться в самые его глубины. Академическая специальность дает возможность лавировать в этом океане без потерь для ресурсов мозга - это работает, пусть и с некоторыми оговорками.
Обычно вчерашние дети, говоря о ненужности образования, замечают, что "мол, и без него можно всюду устроиться". Устроиться можно. Невозможно стать по-настоящему интересным и адекватным человеком, не имея высшего образования. Подумайте - вы выходите в большой мир, не обладая никакими знаниями формальной логики, не умея критически воспринимать реальность. Вы хватаете информацию кусками, но ваш мозг не приучен отбрасывать фастфуд - и он жиреет, начинает более лениво переваривать информацию, изблевывать то, что так необходимо. Человек либо тупеет, либо потихоньку теряет способность адекватно осмысливать реальность - и это происходит не из-за каких-то неприобретенных знаний, а из-за отсутствия умения учиться. А это умение не приходит просто так - оно кропотливо взращивается академической культурой.
Человек способен на очень многое - практически на все. Человек может, не получив образования, сам составить себе программу, и, набивая шишки, нескончаемым упорством прокладывать себе путь. Человек способен на это. Но так ли уж это необходимо, если путь предлагаемый образовательными учреждениями, более безопасен и повышает шанс прийти ко взрослой жизни сознательным человеком, умеющим содержать свой разум в чистоте и строгости. Сегодня проблема кроется не в незнающих людях - проблема кроется в людях, не умеющих использовать свой мозг. И, к сожалению, именно об этом забывают вчерашние дети, которые с оптимистическим настроем смотрят вперед, в кажущееся таким безупречным и светлым будущее.