По итогам Первой Мировой войны была создана Версальско-Вашингтонская система миропорядка, главной целью которой стало недопущение нового мирового конфликта. Ведущую роль в функционировании данной системы играли Франция, Великобритания и США. Советская Россия и Германия оказались в международной изоляции. Кроме этого, обе страны переживали острейший экономический кризис. В России ещё полыхала Гражданская война, а Германия была задушена условиями Версальского мирного договора.
В апреле 1922 года в итальянском городе Генуя состоялась международная экономическая конференция, на которую пригласили и Советскую Россию с Германией. Главный вопрос – признание Советами долгов царского и Временного правительств, а также возвращение странам Запада национализированной во время Гражданской войны иностранной собственности. В свою очередь советская сторона предложила обсудить вопрос компенсации странами Антанты того ущерба, который они нанесли России во время военной интервенции в годы Гражданской войны. Переговоры закончились ничем.
Зато недалеко от Генуи, в местечке Рапалло, Советская Россия и Германия подписали договор об установлении дипломатических отношений, отказе от взаимных претензий и налаживании торгово-экономических связей. Для обеих стран это означало прорыв международной изоляции. В то же время Рапалльский договор вызвал обеспокоенность западных стран, которые увидели в сближении Советской России и Германии угрозу сложившейся системе мирового порядка.
Отчасти настороженному отношению западных стран к СССР способствовала активная деятельность Коммунистического интернационала (Коминтерна), которая на 100% курировалась и направлялась из Москвы. К середине 1920-х годов Советский Союз ещё не отказался от лозунга Мировой революции, и как только в какой-либо западной стране вспыхивала забастовка рабочих, через отделения и подполья Коминтерна тотчас организовывалась финансовая помощь митингующим. Естественно, западные страны считали такие действия Коминтерна вмешательством СССР в их внутренние дела. К тому же популярность коммунистов в Европе была достаточно сильной. А их поддержка со стороны СССР увеличивала вероятность прихода к власти в странах Европы леворадикальных сил.
Как бы там ни было, но уже в 1924 году была созвана Лондонская конференция. Поводом к её проведению послужили события 1923 года, когда Германия отказалась платить по репарациям и на территорию Рура были введены французские и бельгийские войска. На конференции был озвучен план американского банкира Дауэса, названный впоследствии его именем. Его ключевыми статьями были:
- вывод французских и бельгийских войск из Рура;
- обязательство Германии вовремя выплачивать репарации;
- кредит США Германии для выплат первых репараций по новому плану;
- создание условий для привлечения в экономику Германии иностранных инвестиций;
- открытие германских рынков для импорта из США;
- ликвидация международного контроля за финансами Германии.
Таким образом, закладывается фундамент для восстановления промышленной мощи Германии, а сама она, по сути, получает покровительство США в вопросах восстановления экономики.
Почуяв, куда дует ветер, европейские державы в 1925 году созывают конференцию в Локарно. В её работе принимают участие Великобритания, Франция, Германия, Италия, Польша и Чехословакия. Примечательно, что СССР не был приглашён на данную конференцию. В Локарно было согласовано принятие Германии в Лигу Наций при условии принятия её пункта 16 устава Лиги. Суть этого пункта заключалась в том, что Германия должна совместно с другими цивилизованными странами противодействовать гипотетическому «нарушителю мира» одним из трёх способов:
- непосредственное участие в войне;
- пропуск через свою территорию иностранных войск;
- принятие экономических санкций в отношении «нарушителя».
Германия возражала против 16 статьи, намекая, с одной стороны, на фактическое отсутствие у неё армии, а с другой, не желая портить экономические и торговые отношения с СССР. Всем на конференции было ясно, кто подразумевается под «гипотетическим нарушителем мира».
В то же время Германия с готовностью подписала так называемый Рейнский гарантийный пакт – главный итог Локарнской конференции. Рейнский пакт признавал нерушимость западных границ, установившихся по итогам Первой Мировой войны и Версальского мирного договора. Это касалось границ Германии с Францией и Бельгией. Гарантами пакта стали Великобритания и Италия. В то же время о восточных границах не было сказано ни слова. Уже в частном порядке, под нажимом Франции, Германия подписала двухсторонние договоры о ненападении с Польшей и Чехословакией, однако Великобритания и Италия отказались быть гарантами этих соглашений.
Локарнская конференция, по сути, дала Германии зелёный свет на Восток.
Несмотря на это, между Германией и СССР продолжится активное сотрудничество во всех сферах, в том числе и военной. В 1926 году страны подпишут договор о нейтралитете и ненападении.
С 1927 года в Европе пытаются создать коллективную систему безопасности, суть которой сводится к тому, что все европейские страны в случае вооружённого нападения совместно выступают против агрессора. Однако общеевропейская система коллективной безопасности так и не будет создана.
В этом же году экономика Германии достигает уровня 1913 года. В стране начинают набирать силу реваншистские настроения. Раздаются призывы в одностороннем порядке отказаться от плана Дауэса. Это бы означало невозможность Германии платить репарации Англии и Франции, а тем, в свою очередь, возвращать долги США, взятые ещё в годы Первой мировой. В связи с этим порядок репарационных выплат опять пересматривается.
В 1929 году принимается План Юнга, названный по фамилии главы комитета по репарациям. Основными пунктами Плана Юнга были:
- ежегодный размер выплат по репарациям фиксируется на уровне 2 млрд. марок (меньше, чем по Дауэсу, в 4 раза);
- срок выплат увеличивается до 59 лет;
- полная деоккупация Германии – вывод с её территории всех иностранных войск.
План Юнга, по сути, укреплял позиции крупного капитала в политической роли Германии. А интересы крупного капитала выходили далеко за её пределы.