Внешние бумажные документы – это, пожалуй, единственное препятствие, мешающее активному использованию электронного документооборота в сфере бизнеса. А их живучесть связана, прежде всего, с недоверием бизнеса к электронной цифровой подписи (ЭЦП) и с кажущимися лишними хлопотами по ее приобретению и использованию.
Напомню, что ЭЦП состоит из средства криптографической защиты информации (СКЗИ) – шифрующей программы, которая устанавливается на компьютер, и ключа-пароля, который записывается на флешку. Для передачи документа адресату СКЗИ требует ввести пароль (для этого подключается флешка). Тем самым подтверждается электронная подпись руководителя под документом, и он в неизменном, но зашифрованном виде передается адресату, где расшифровывается и предстает перед получателем уже подписанным. Все это регулируется сервисом и гарантиями удостоверяющего центра, а также соглашением между участниками рынка.
Казалось бы – все просто, однако процент проникновения ЭЦП в коммерческие отношения до сих пор крайне низок. Почему? Оставим в покое уже не раз обсуждавшиеся вопросы доверия к Интернету и обсудим вопросы реальной необходимости такого сервиса для бизнеса, затрат на него и неудобств, с ним связанных.
Согласитесь, что ЭЦП совершенно необходима только тогда, когда компании обмениваются большим количеством документов, которые нужно удостоверять подписью одного из первых лиц, а именно - когда наиболее критичным является время транспортировки таких документов. В этом случае «бумажная» подпись существенно замедляет ключевые бизнес-процессы, что приводит к снижению эффективности бизнеса.
Далее – ЭЦП требует определенных, и не малых, затрат на приобретение и обслуживание, которые уместны только при влиянии ее наличия на ключевые бизнес-процессы.
И, наконец, ЭЦП «привязывает» своего владельца к компьютеру, на котором установлено СКЗИ, в отличие от руки, подписывающей бумажный документ, которая с ее владельцем всегда неразлучна.
Если первый вопрос – это вопрос объективной необходимости, то остальные, как оказалось, технологически вполне можно решить.
По доброй традиции последнего времени – на помощь приходят облачные технологии. Удостоверяющий центр располагает вашу ЭЦП в собственном облаке, где, разумеется, работает и СКЗИ. Авторизация может происходить, например, по SMS от «привязанного» к сервису мобильного телефона. В этом случае телефон является аналогом флешки с ключом.
В идеале, когда поставщик облачного сервиса электронного документооборота является одновременно и удостоверяющим центром, ЭЦП может функционировать прямо в среде этого сервиса. Тем самым обеспечивается мобильность подписанта, документы могут подписываться везде, где есть интернет.
Что же касается экономии, то стоимость приобретения СКЗИ переходит в стоимость обслуживания сервиса, что значительно сокращает затраты.
Итак, сервис ЭЦП становится удобным, мобильным и недорогим. Чем ответит бизнес?