Только представьте, начало двадцатого века, в окна старинного особняка градом бьют капли дождя и вот только что где-то промелькнула молния. Раздался гром. А где-то в недрах особняка старый оккультист пишет что-то на неведомом языке. Безумным взглядом разглядывая древние письмена почти истлевшего фолианта. Типичная составляющая сюжета лавкрафтовского произведения, не правда ли? Но согласитесь, есть в этих нескольких строках, что завораживает уже с первой секунды. Не от того ли, что эти строки пропитаны чем-то мистическим и загадочным? Не от того ли, что разум сам представляет атмосферную картину особняка и безумного старика, предвкушая, то чего жаждет почти каждый человек? Неизведанного.
Будучи не особо популярными при жизни, произведения Говарда Филлипса Лавкрафта, оценили по достоинству лишь в конце двадцатого века. Переживая невообразимый пик популярности сегодня, писатель стал кумиром для множества современных мастеров ужаса. Дополняя и расширяя мир мифов Ктулху, такие мэтры литературного дела как Стивен Кинг, Роберт Блох и Нилл Гейман, привнесли много нового в эту прекрасную, ой, прошу прощения, ужасную вселенную. По мифам Ктулху также создан не один десяток настольных и компьютерных игр, сериалов и фильмов. Так что со всей ответственностью можно сказать, что дело Говарда Лавкрафта живо и будет жить покуда в человеке не пропадёт интерес ко всему мрачному и необъяснимому.
Мы уже поняли, что Лавкрафт привлекал внимание к своим произведениям мистикой, загадочностью и своим непревзойдённым литературным талантом. Но всё таки этого недостаточно, что бы из произведений жанра ужасов выделили отдельный поджанр известный как "Лавкрафтовские ужасы". Давайте всё же разберёмся почему "Дедушка Ктулху" заслужил подобные почести.
Прожив не простую, а порой и пугающую жизнь, Говард в очередной раз доказал миру, что хорошие рассказы становятся хорошими только благодаря правдивости автора. Истинно пережитыми автором событиями. Нет, Лавкрафт не переживал все события написанные в "Тень над Инсмаутом" или "Цвет из других миров", в прямом смысле конечно нет. Но после кончины его бабушки, похороны и смерть которой произвели на него глубочайшее впечатление, Говарда стали мучить особо правдоподобные кошмары. Существа и сюжет которых он воплотил в своих будущих произведениях. От того и возникнут, среди поклонников писателя, теории о способностях Лавкрафта лицезреть нечто из глубин космоса. А в "Цикле Снов" автор точно описывает практики и опыт астральных путешествий. Кстати говоря, в немало известной повести "Зов Ктулху" описываются координаты местонахождения подводного города Р'льех, в котором спит и дожидается своего часа мёртвый бог Ктулху. А в 1997 году недалеко от места указанного автором (около 2000 километров) несколько раз был зафиксирован звук "Bloop", который по первоначальным данным учёных будет звуком существа превосходящего синего кита в несколько раз. Позже учёные скажут, что это был подводный айсберг. Но чем бы это ни было, такие вещи будоражат сознание, не правда ли? Но вернёмся к главному, тому что так манит читателей.
Правдиво пережитые события автором.
Как я уже сказал, все существа, истории и сюжеты писатель почерпнул из своего сновидческого опыта, что, читая его рассказы, вызывает поистине неподдельный первобытный ужас.
Фантасмагория
Все повести Лавкрафта наполнены гротескностью, хаосом, сумбуром, непостижимо кошмарными богами и сущностями из других миров, которых разум человека просто не способен осмыслить. Создав громадный пантеон древних богов, различного вида тварей и ужасающих сооружений. Лавкрафт наделил их всех одной важной и исключительной особенностью - неописуемостью. Тем самым разрушив все рамки, дав воображению читателя полноправную свободу мысли.
Песчинка в космосе
Роли существования человека в творчестве Говарда Лавкрафта отводится минимальная значимость. Человек в этом мире - второстепенный продукт некоего события произошедшего давным давно. От того люди и созданы случайно. Разве что лишь для служения непостижимым богам пришедшим из далёкого космоса. От того эта сошка под названием "человек" и не вправе выстоять перед ликом Великих и не сойти сума. Однако, не смотря на такую незавидную роль, человечество не признаёт свою ничтожность и всеми силами бросает вызов Неописуемому. До поры до времени...
Три цикла
Лавкрафт разделил свои произведения на три цикла: "Мифы Ктулху", "Цикл снов", "Смертельные истории". Объединив их в одном мире, но в разных концепциях, предоставив читателю возможность лицезреть развитие старых знакомых персонажей, но уже в другой повести другого цикла. Разделив свои творения подобным образом на сказания о неописуемых богах, сказочных путешествиях в мире снов и просто классические истории ужасов, и затем объединив их в одной вселенной, тем самым Лавкрафт существенно раздвинул горизонты своего выдуманного мира для дальнейшего развития и предоставив читателю возможность выбирать.
И на конец, просто хороший детектив с элементами первородного зла
Лавкрафтовские ужасы сыграли поистине незаменимую роль в становлении и развитии современного литературного жанра ужасов. Сегодня просто невозможно представить мир без дедушки Ктулху и всем известного Некрономикона, а каких-то 70-80 лет назад могло случится и так, что всего этого могло и не существовать, если бы Говард Филлипс Лавкрафт покончил жизнь самоубийством. Однако этого не случилось и благодаря одному из самых талантливых писателей двадцатого века сегодня мы имеем постоянно расширяющуюся вселенную, полную атмосферных историй и захватывающих сюжетов.
Друзья, вложив душу и труды в эту статью, я очень старался, что бы данный обзор понравилась вам. Если это так, то прошу не оставаться равнодушным и поставить лайк, а так же поделится с друзьями, а еще можно подписаться, если чтение подобных литературных обзоров доставляет вам удовольствие. Оставляйте комментарии, я с большой радостью отвечу на них!