Найти тему
Свободная энергия

Почему Россия беднее Запада: климат, транспорт и технологии

В России доходы на душу населения меньше, чем в странах Запада. Западом традиционно считаются страны Западной Европы, США и Канада. Туда же при желании можно отнести Австралию и Японию. Вопрос почему это так многие века не дает покоя россиянам. Известно, что у любой сложной проблемы всегда есть простое и очевидное неправильное решение. А у любого сложного вопроса такой же очевидный неправильный ответ. В данном случае ответ примерно такой - коррупция, дураки и дороги. Естественно, все это имеет место быть. Но есть вроде бы не очевидные вещи, которые на мой взгляд в большей степени отвечают на поставленный вопрос.

Климат

Часто центрами развития цивилизации являются страны с развитым сельским хозяйством. В древности это было Междуречье, Египет, Греция и Рим. Сейчас основные районы сельскохозяйственного производства это Европа, США, Китай и Индия. В меньших количествах Канада, Россия, Украина, Бразилия и Аргентина. Урожайность основных культур в России по сравнению с Европой и великой американской равниной может отличаться вдвое. Причина простая. В средней полосе довольно холодно, лето короткое, интенсивность солнечного излучения слабая. Южные районы России по большей части засушливые. Климат, сравнимый с европейским, есть только в Краснодарском крае. По способу расселения, по концентрации населения КК также больше похож на Европу, чем на Россию. Вся прочая территория России представляет собой локальные очаги расселения, разделенные большими малозаселенными пространствами.

Более холодный климат требует больших затрат на отопление. Отопительный сезон в среднем длится полгода, а в северных районах может быть заметно дольше. Климат на большей части территории континентальный. Поэтому зимний холод часто вовсе не отменяет летнюю жару. Во многих районах благоприятный для человека температурный режим длится очень непродолжительное время.

Транспорт

Россия страна континентальная. Несмотря на то, что у нас самая протяженная береговая линия и больше всех морей, омывающих наши берега. Радости от этого мало, поскольку большинство из них находятся в арктической зоне. Морей, имеющих промысловое и транспортное значение, крайне мало. Наиболее важные из них Черное и Балтийское моря являются закрытыми акваториями, выходы из которых контролируются другими государствами.

Как уже было сказано, большинство населения и крупные промышленные центры находятся в глубине континента и разделены большими расстояниями. Основной транспорт - наземный. Большая часть грузов внутри страны перемещается по железным и автомобильным дорогам, имеющим большую протяженность. Стоимость перемещения по суше во много превышает стоимость морской транспортировки, а повышенное по сравнению Европой и США среднее транспортное плечо обеспечивает более высокую стоимость транспортировки.

Материковая конфигурация и климат превращает Россию в медвежий угол вдали от мировых транспортных потоков. Как говорил Наполеон, география это приговор. Важно это понять и не требовать невозможного.

Технологии

Несмотря на все сказанное, Россия является современной промышленно развитой державой. Однако во все века Россия на шаг отставала от Европы. Европа со времен промышленной революции и даже раньше являлась технологическим лидером. Морские державы в период географических открытий присоединяли колонии по всему миру и вовлекали их в торговый обмен. Обширная торговля с колониями сделала сверхрентабельным создание мануфактур. В Британской империи возник прообраз современного мирового рынка, в который были вовлечены все части света. Метрополия получала огромную прибыль. Это позволило совершенствовать промышленность и технологии, чтобы в процессе обмена получать еще большую прибыль. Сегодня ведущие промышленные державы продолжают контролировать мировой рынок, который с тех пор значительно расширился. Последнее и окончательное расширение его произошло за счет стран Восточного блока и бывшего СССР. С помощью восточноевропейского СЭВ была создана своя песочница мировой торговли, но она предсказуемо оказалась менее эффективной.

Современные технологии усложнились настолько, что оправдать все НИОКР по их созданию можно только на мировом рынке. Емкость внутреннего рынка крайне мала. Чтобы создавать у себя высокотехнологичный сектор с высокой долей прибыли, нужно контролировать мировую торговлю и морские торговые пути, что для России практически невозможно. Надеяться, что транснациональные корпорации позволят российским потеснить их с мирового высокотехнологичного рынка, на котором они получают фантастические прибыли, крайне наивно. Ниша России в текущей ситуации - сырье и продукция низкого передела. Российское высокотехнологичное производство за редким исключением обречено в лучшем случае на низкую маржу, а в худшем на убытки. Что в реальности и происходит.

Изменение ситуации в пользу России возможно только в результате серьезной мировой встряски, падения доллара, краха мировой торговли или чего-то в этом духе. Но такие события чреваты серьезными потрясениями и значительным падением уровня жизни.