В 1989 году молодая итальянская дизайнерка Стефания Фоллини в рамках эксперимента НАСА была изолирована на 130 дней. За время исследования её биологические ритмы сильно нарушились: у Стефании остановился менструальный цикл, полностью сбился режим сна, её день варьировался от 20 до 25 часов, а ночь 10 часов. По окончанию эксперимента она полагала, что провела в полной изоляции только половину запланированного времени. Нарушение циркадных ритмов, помимо дезориентации во времени, приводит к изменению гормонального фона. Многие гормоны секретируются во время сна, следовательно, его нарушение приводит к сбою их выработки, что влияет на организм. Лептин — пептидный гормон, регулирующий энергетический обмен, при дефиците сна его уровень секреции падает и человек чаще испытывает голод. Кортизол - гормон стресса, уровень которого восстанавливается ночью. Когда его слишком мало — наша работоспособность на нуле. Когда его слишком много (во время стрессовой ситуации) — мы ненормально активны. Также половые гормоны, регулирующие половые функции. Тестостерон, например, ещё отвечает за рост мышечной массы и костной структуры.
В 2017 году американский видеоблоггер Майкл Стивенс на себе решил испытать воздействие социальной депривации. Три дня он провёл в комнате 3 на 3 метра. До начала исследования он прошёл тесты на когнитивные способности, скорость реакции, ему измерили пульс и давление. Под конец эксперимента у него появилась сильная апатия, временная дезориентация, нервозность. Результаты заключительных тестов показали заторможенность реакции и слабое ухудшение когнитивных способностей.
В подобных условиях мозг не может остановиться работать. Он привык постоянно задействовать синапсы, что-то делать, воспроизводить и запоминать. Социальная депривация сильно бьет по этой привычке, человек не знает куда себя деть и чем занять. Головной мозг устроен таким образом, что необходимость “полезной” информации выше “неполезной”, коэффициент полезности равен частоте использования. Без стимуляции синапсов они начинают ослабевать. С эволюционной точки зрения выгоднее не терять эти “дорожки”, поэтому в условиях отсутствия изменений окружающей среды мозг начинает самостимулироваться. По мере усиления отчаяния мы придумываем всё более и более интенсивные методы для развлечения. Сначала это обычное повторение алфавита, игры “досчитай до такого-то числа” или “какое максимальное количество шагов ты сможешь сделать пока не упадёшь без сил”, а в конце могут появляться галлюцинации и сновидения, которые сложно отличить от реальности.
Четвёртая часть уже завтра в 7:00, не пропусти!
Спасибо, что прочитали статью! Буду рад, если подпишитесь/поставите лайк. На канале есть ещё парочка интересных топиков!