Год назад ко мне в гости приехала подруга. И когда мы пили чай на кухне, в середине веселой болтовни она вспомнила что-то и поменялась в лице. А потом срывающимся голосом сообщила мне страшное. Ее изнасиловали.
Я чуть не выронила кружку из рук.
А потом посыпала вопросами, предложениями обратиться в полицию и наказать виновного. Но подруга только заплакала, сказав, что не хочет быть предметом насмешек и косых взглядов.
Вдумайтесь. Человеку сделали больно. Надругались, воспользовались беспомощностью и физическим превосходством, принудили. И он боится, что кто-то об этом узнает.
Я не смогла убедить подругу обратиться за помощью в полицию или любой другой правозащитный орган. На все предложения она лишь качала головой и тихо говорила: «Нет!». Поэтому я могла предложить только моральную поддержку. И ей этого оказалось достаточно. Но не всем так везет.
После того разговора на кухне я прочитала много статей на эту тему. Узнала, как тяжело проходит реабилитация у жертв, насколько сложно им вернуться к обычной жизни. И увидела безжалостную статистику: по данным центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры», только 10-12 % жертв обращаются в полицию. А заявления принимают лишь у каждой пятой из этого числа.
Так мало людей приходит к правозащитным органам, чтобы получить защиту! Они не верят, что им могут помочь. А причины смолчать слишком неподъемны для пострадавшего:
· боязнь общественного порицания. «Сама виновата. Зачем там ходила?» «Нечего откровенные блузки носить и ярко краситься»;
· психологические установки. «Мужчина сильнее – я должна подчиняться». «Женщина – приложение к мужчине, она не имеет права высказывать свою боль». «Если я жена своему мужу, то это – не насилие»;
· перекладывание вины. «Я сама виновата, развязно себя вела». «У него горе, поэтому он такой агрессивный и сделал это».
· боязнь расправы. Подруга рассказала, как насильник обещал «вывезти ее в лесок» со своими друзьями, если она кому-нибудь проговорится;
· ощущение бессилия. При обращении в полицию человек не всегда добивается правды, но ставит себя на рассмотрение общественности. И та отнюдь не дружелюбна.
Это лишь несколько причин, по которым жертвы умалчивают о своей беде. Полный список гораздо шире.
Раньше я думала, что о насилии говорят на каждом шагу. Что мужчины и женщины, которые ему подверглись, обращаются в полицию, засаживают виновных в тюрьму и по крупице восстанавливают нормальную жизнь. Но статистика говорит о другом.
Я не знаю, когда люди поймут, что «нет» - значит «нет». И когда о такой беде люди будут рассказывать без стыда, не опасаясь насмешливых взглядов и порицания. Хочется верить, что скоро.
Но тысячи таких историй остаются нерассказанными уже сегодня. И неизвестно, узнаем ли мы их когда-нибудь.