Дмитрий Мережковский, "Александр Первый". Издательство АСТ, 2007-й год.
Мережковского сейчас почти не читают, а зря - именно он вернул в российский общественный обиход традицию исторического романа как способ осмыслить не только прошлое, но и будущее страны.
Причин, по которым этого классика, звезду начала двадцатого века и неоднократного номинанта на Нобелевку, сегодня читают мало несколько.
Во-первых, инерция вытесненности - Мережковский был эмигрантом и достаточно видным антисоветчиком, и потому на весь советский период из учебников и библиотек исчез.
Во-вторых, чрезмерная авторская подчинённость собственным теориям, некоторая сухость. Мережковский мыслил концепциями (различными и иногда противоречивыми) и воплощал их на страницах романов. Внимательному читателю вычитать их несложно, тем более автор иллюстрировал свои идеи целыми трилогиями.
Наконец, Мережковский, подобно Гамсуну, несколько подпортил свою репутацию общением с Муссолини.
Меж тем Мережковский касается в своих романах важных для русского человека тем, и "Александр Первый", являющийся второй частью исторической трилогии (наряду с романами о Павле и декабристах) здесь не исключение.
Первое, что стоит отметить - Мережковский определяет царя в команду Антихриста. Александр не такой, каким его принято изображать - не лишний человек, не мистик и будущий "старец Федор Кузьмич". Самодержец в изображении писателя - в традициях пушкинских черновиков к Онегину:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда
Нечаянно пригретый славой
Над нами царствовал тогда.
Второе интересное - такие же неканонические образы декабристов. Обуреваемые страстями, неидеальные, иногда и гротескные - они всё же принадлежат, в понимании Мережковского, к воинству Христову, да и идеи их схожи с популярными в начале двадцатого века, когда и была написана книга, идеями богоискателей-социалистов.
Пишет Мережковский густо и сухо одновременно, перемежая повествование несколько пространными измышлениями; карамзинское начало, не иначе.
Читать Мережковского нужно для того, чтобы ещё раз убедиться - русская история циклична, идёт по кругу, и круг этот не разорвать.