В 2013 свет увидел немецкий фильм «Наши матери, наши отцы». Фильм был неоднозначно и даже с раздражением встречен многими зрителями. В особенности в нашей стране.
Режиссер Филипп Кадельбах потратил бюджет в €10 000 000 и снял историю в которой показал рядовых немцев на фронет и в тылу нацистской Германии. Герои фильма не разделяют идеи Гитлера и национал-социализма, прячут евреев, выступают против расправ над красноармейцами. Режиссёр хотел донести мысль, что немцы тоже пострадали от преступлений нацистского режима, что были не только плохие немцы, но и хорошие.
Но попытка снять антивоенное кино в 2013 году не удалась. Не все готовы согласиться с тезисом про плохих и хороших немцев. Особенно в такой реализации, как у Кадельбаха. При этом соглашаясь с тем, что так оно и было, были те, кто покинул Германию добровольно, кто попал в концлагерь или пытался бороться, например, пастор Дитрих Бонхёффер.
Отторжение у отечественного зрителя этот фильм вызвал, потому что произвёл впечатления такого кино, которое пытается пересмотреть историю. Представить жертвами тех, кто повинен в преступлениях на советской земле и в остальном мире.
Как немцы снимали фильмы про войну до 2013 года?
В далёком 1977 в Германии был снят фильм «Железный крест», который также был весьма не однозначен.
Достоен большего внимания фильм «Сталинград» 1993 года
Посмотрев этот фильм, не хочется говорить, что начинаешь сочувствовать солдатам рейха в Сталинграде, но он однозначно является беспристрастным.
Преступления гитлеровцев в отношении советских граждан, преступления в отношении немцев показаны честно и всё называется своими именами.
В филмье «Сталинград» 1993 года нет восхваления или самооправдания. Кроме этого фильм является примером отличного военного кино.
Также нельзя обойти стороной эпопею «Лодка» 1981 года
Фильм уникальный! В мельчайших деталях показан быт экипажей кригсмарине. Азарт охоты и кровожадная радость от победы сменяется всеми ужасами подводной войны.
Да, это немцы, нацисты. Но за 4 часа пока идёт фильм этих моряков, из которых не все влюблённы в фюрера (а те, кто влюблён вскоре разочаруются), но в море, становится жалко.
Думающий зритель не будет обелять их и считать не виновными. Но добавит к этому то, что настоящие злодеи не только те, кто на вопрос Геббельса «Хотите ли вы тотальной войны?» с площадей кричал «Да». Кроме них были те кто попустительствовал, и создал ту войну.
По настоящему же антивоенным немецким фильмом является «Мост» 1959 года
Честный. Жестокий. Настоящий.
В «Наши матери, наши отцы» мы увидели плохую попытку показать других немцев и преступление против них таким. В фильме «Мост», который основан на реальных событиях и снят по книге участника, показано всё так, что с первых минут зритель верит в то, что происходит на экране. И тем ценен этот фильм сейчас.
Именно такими должны быть антивоенные фильмы.
В нём есть всё: фанатизм, разгильдяйство, юношеский максимализм и всё это закончится именно так как и должно. Так как это было в 1945 году. Закономерно, буднично жестоко и от того особенно страшно.