Найти тему

Летний читательский дневник: как это может выглядеть

Уходя в лето, ученики начальной школы обычно приносят домой довольно внушительные списки книг. Кто-то прилежно читает заданное, да еще и сверх программы набирает, и в лагере, и на море с книжками, а у кого-то они скучают в портфеле до самого августа, когда вдруг неожиданно вспоминается ‒ ой, надо было читать, да еще читательский дневник делать! Записывать чувства и мысли по поводу прочитанного, рисовать картинки… Если с рисованием картинок у учеников начальных классов обычно проблем не возникает, то рефлексия по поводу текста получается не всегда. А я даже думаю – и не должна еще по-настоящему получаться. Во всяком случае, в виде развернутой заметки. Младшим все-таки еще не очень свойственно глубоко анализировать текст, они просто живут в нем или играют по следам чтения. Другое дело подростки, для которых задумываться о себе и мире вокруг – насущная задача. Так как же быть с летним дневником для младшей школы? Можно, например, попробовать использовать подсказки издательства «КИТ», недавно выпустившего собственную печатную версию такого дневничка. Мы с сыном, переходящим из начальной школы в среднюю, попробовали, и я попросила его поделиться своими наблюдениями.

-2

«Читательский дневник» с улыбающимся китом на обложке – сборник интересных находок для детей с самыми разными уровнями читательского мастерства. Он начинается весьма вдохновляюще – с раздела «Книги, которые я хочу прочитать». Не «должен», а именно «хочу». Неплохой мотивационный ход для тех, кто заранее погружается в тоску при мысли о необходимости школьного чтения. Если ребенок все лето пробегал в поисках приключений и у него остается только кусочек августа в запасе, можно предложить ему набросать на страничке 5-7 названий и сосредоточиться только на этих текстах. Но их уж – прочесть обязательно, раз сам выбрал. А для тех, кто читать все-таки любит, эта страничка – возможность составить свой личный список книг, взяв что-то из предложенного школой или составив совсем индивидуальный, добавив туда лишь несколько школьных вариантов. В нашем случае получилось именно так – у сына возник собственный список с вкраплением школьных заданий.

Но больше моего сына поразила другая идея – составить список под названием «Книги, которые я бросил читать». Он сразу припомнил несколько таких книжек. «По-моему, отличная идея, мам! Так ведь тоже бывает. Только я не всегда могу объяснить, почему».

Вот и есть повод подумать, отчего не случилась встреча – скучный, как показалось, сюжет, слишком много сложных слов, неподходящая тема, не то настроение, в конце концов. Это и будет одна из качественных попыток отрефлексировать свои чувства о книге, пусть даже и негативные. Может получиться интересная заметка. Но самое удивительное, что через какое-то время книга вполне может понравиться и перекочевать в список любимых. И у нас появится еще одна тема для разговора: что влияет на наш читательский интерес, от чего он зависит?

Авторы «Дневника» подводят ребенка и к более сложным рассуждениям. Почему мы читаем книги с разной скоростью? Какой след оставляют в нас «проглоченные» и медленно освоенные тексты? Зачем вообще люди пишут книги? Не только же для того, чтобы их «проходили» в школе? Если попытаться ответить на вопросы вдумчиво, может получиться настоящее маленькое эссе. Много читающий четвероклассник, а может быть, и третьеклассник вполне справятся. И в дневнике появится еще одна интересная работа, а не просто «мне нравится эта книга, потому что она учит нас...»

Некоторые подсказки «Дневника» связаны с самим процессом чтения – как читать, где читать, как выбрать книгу. Они немного похожи на рекомендации школьных библиотекарей: обращай внимание на заголовки, рассмотри обложку, приклеивай цветные стикеры на понравившиеся страницы, запиши, что тебе понравилось в книге, и ищи дальше что-то похожее по теме или настроению. Я что-то не припомню, чтобы кто-то из моих запойно читающих детей делал так. Они просто ныряют в книгу с головой, особенно не задумываясь, а потом взахлеб делятся впечатлениями и перебрасываются цитатами. Но, я думаю, этот способ прекрасно подойдет читателям с другим темпераментом, другим читательским опытом и тем, кто еще не умеет сам искать подходящие ему тексты. Страничку «Когда читать книги» сын сразу захотел дополнить своими идеями. Кроме очевидных – «в дороге, в очереди, когда ложишься спать» он предложил еще: «сидя между веток яблони в саду – не жарко и весело», «на пляже, когда обсыхаешь после купания», «с фонариком под одеялом», «на скучном уроке под партой», «когда идешь домой – но это опасно, можно зачитаться и не заметить машину!».

Для записей мыслей о прочитанных книгах в «Читательском дневнике» выделены симпатичные разноцветные линованные странички. Но все-таки – что именно писать? А если не знаешь, с чего начать? Это главный детский школьный страх, я думаю.

«Это точно! Сидишь, сидишь и мысли все куда-то разбежались. Надо ждать вдохновения. Хорошо, что здесь предложено что-то вроде анкеты».

Это даже не анкета с вопросами типа «твой любимый/нелюбимый герой», а забавная игра, пробуждающая мысль и воображение. Если совсем нет никаких идей, закрой глаза, попади пальцем в вопрос на развороте и попробуй честно на него ответить. Вопросы, кстати, самого разного плана, так что, действительно, может получиться неожиданный текст.

* Чем герой книги похож на тебя?

* Кто из персонажей мог бы быть твоим другом?

* Вспомни поступок героя, который тебя удивил.

* Что ты заберешь с собой из книги, которую читаешь? Интересные места? Хобби? Рецепты?

* Какой конец книги придумал бы ты?

Очень может быть, что этот ход поможет читателям «расписаться» и дальше дело пойдет веселее.

-3

А если совсем не хочется писать, но «надо», потому что «задано»? На этот случай у авторов «Читательского дневника» тоже есть подсказка: «Запиши первые пять слов, которые приходят тебе в голову, когда ты думаешь о книге. В твоих ассоциациях тоже есть мысли и эмоции». Ассоциативное письмо – хорошая техника для тех детей, которые боятся чистого листа. Для начала можно вместе с ребенком называть ассоциации, которые возникают, когда мы упоминаем какого-то литературного героя (причем, это могут быть не только существительные, но и глаголы, и прилагательные, и наречия), потом записать их на странице дневника и соединить с ответами на вопросы из игры, о которой уже упоминалось. Может получиться весело и интересно. При этом мне кажется очень важным время от времени напоминать ребенку, что у него нет задачи написать ожидаемый взрослыми текст, с «правильными» формулировками и оценками. Это его взгляд на книги, которые он выбрал для себя сам.

«Читательский дневник». Текст Анастасии Троян. Художник Екатерина Горбачева. Издательство «КИТ», 2019
«Читательский дневник». Текст Анастасии Троян. Художник Екатерина Горбачева. Издательство «КИТ», 2019

Елена Литвяк, педагог, журналист

В оформлении статьи использованы фотографии из архива издательства «КИТ»