Тут на днях вышел видос про коммунизм в обществе «Смешариков». Видос, конечно, скучноватый. Его автор и главная героиня, солистка группы Silenzium и член КПРФ Григорьева, смотрится в роли влогера неорганично. Женщина с холодным взглядом, похожая на бизнесвумен или чиновницу средней руки, скучным голосом пытается учить жить неразумных автохтонов. Поменять исходный текст на обоснование, почему не нужны пенсии или почему бедные сами виноваты в своей бедности, ничего не изменится. И даже кабинет с закосом под сталинский ампир тут не поможет, а наоборот подчеркнет классовую пропасть между автором и зрителем.
Но почему я решил об этом все же написать, мало ли в нашей стране буржуа, что избрали своей религией не православие, а социализм? Просто поднятая там тема, разбудила дремлющего во мне Мультикритика. Суть видео в том, что автор рассматривала проблему капитализма и коммунизма на примере одной серии из «Смешариков», «Настоящие ценности».
В ней по сюжету у Кроша образовались излишки моркови, и он не захотел делиться с остальными. Более того, он попытался, имея избыточный ресурс, организовать в обществе Смешариков рыночную экономику, что привело к плачевным результатам. Автор в видео подчеркивает, что несмотря на глубокое разделение труда в обществе Смешариков имеет место экономика дарения и честного распределения ресурсов. Что вполне себе коммунизм. Я поначалу, когда только смотрел первые серии, полагал примерно так же. Но отсмотрев практически все серии, а также полнометражки, могу смело сказать, это неправда. Никакого коммунизма у смешариков нет и быть не может. Сейчас объясню почему.
Начнем с того, что коммунизм — идеология масс, большого количества людей. Он и появился в те моменты, когда массы стали выступать важным актором в политической борьбе. Собственно, если уж смотреть шире, когда демос начинает выступать в такой роли, у него всегда появляется концепт, более-менее близкий к коммунизму. Это было и в греческих полисах, и в Риме во времена Гракхов. Во всякую буржуазную революцию были радикалы типа диггеров и левеллеров в Англии или «бешеных» во Франции. Но речь всегда о больших, сложно устроенных сообществах. Главный пафос и акцент самой идеологии коммунизма именно в том, что большое сложное общество должно жить по закону экономического равенства. Но в Смешариках мы не имеем дело с подобным обществом. Перед нами группа из 9 основных и нескольких второстепенных персонажей. То есть, в общей сложности чуть более 10 индивидов. При таком раскладе любая группа людей, исповедуй они хоть самый отъявленный капиталистический анархизм, все равно придут к тому же, к чему пришли смешарики. Находясь в малой группе, хочешь не хочешь, приходится так или иначе кооперироваться. И чувство локтя, понимание что для выживания так или иначе важен каждый, дает определенное равенство в подобном сообществе. Но это не значит, что в этом обществе коммунизм. Это просто наиболее естественное состояние для небольшой группы людей. Это модель небольшого племени. Да и в более поздние времена мы знаем примеры артелей, монастырей. Даже в княжеских дружинах, разбойничьих шайках и пиратских кораблях, лидер был первым среди равных и всегда старался распределять добычу максимально поровну. Но это все происходит ровно до того момента, пока количество членов сообщества не начинает увеличиваться. И тогда сообщество становится неуправляемым. Помните, в «Илиаде» осада Трои едва не сорвалась именно из-за разногласий в разделе добычи.
Вот тогда и вырастают иерархические структуры, разделение труда и разделение дохода, ведущее к появлению классов и классовому неравенству. Иначе говоря, смешарики это общество доклассовое. Что касается их разделения труда, оно довольно условно. Тот же Копатыч может прекрасно выращивать морковь и без Кроша. Пин и Лосяш в ряде смежных областей могут подменять друг друга. Что касается творчества Бараша, то, судя по большинству серий, оно не является чем-то особо востребованным среди прочих Смешариков, вряд ли они стали бы за него платить, будь у них капитализм. Это, скорее, его личное хобби, чем нечто важное для всего сообщества в целом.
Более того, общество смешариков не является таким уж самодостаточным, они имеют вполне себе экономическую нишу. Живут они в некой Ромашковой долине, которая изолирована от прочего мира. Казалось бы, полная автаркия. Но не совсем. Обратите внимание на серию «Большое маленькое море».
Там герои вынуждены бороться с мусором, который принесло море. Причем, мусор не их, это мусор из Большого мира. С другой стороны, мы видим, что дом Пина стоит рядом со свалкой различных железяк. Откуда он их берёт? Заводов в этой долине нет. Конечно же, из того мусора, что приносит море. Оттуда же, скорее всего, и большая часть их личных вещей. Таким образом, мы видим, что общество смешариков подобно некоторым сообществам в Третьем мире заняли нишу переработчиков мусора, как например в Гане.
Причем тут коммунизм? Они всего лишь часть глобализированного капиталистического мира. Кстати, в некоторых сериях он мелькает в виде рекламы, и местные жители вполне успешно пользуются его услугами. В первой же полнометражке, «Смешарики: Начало», этот самый мир капитализма становится для героев коллективным антагонистом. Но они не пытаются его изменить по заветам Ильича с Марксом, они довольно быстро в него встраиваются. Нюша начинает работать официанткой, Бараша берут работать на телевидение. И лишь несправедливое обвинение Ёжика и Пина в ограблении музея, заставляет их бежать из этой обители зла обратно в свою долину.
Даже если я перегнул палку с их ролью, как переработчиков мусора, есть ещё один довод. Они, все вместе очень напоминают некий дачный поселок, или даже одну большую семью, что живет на дачном участке. По сути, если перенести их из их сферического в вакууме в наш реальный мир, они бы скорее всего стали бы большой семьей в трех поколениях. Бабушка с дедушкой – Карыч и Совунья, остальные их дети, внуки, возможно какие-то побочные родственники. А рамках отдельно взятой семьи тоже обычно нет никакого капитализма. При глубочайшем разделении труда члены семьи поддерживают друг друга, как правило, безвозмездно. Ну или надеются, что им дачка в итоге по наследству обломится. Но вслух того никто не скажет.
Вообще, своя дача — это такое особое место, для советских интеллигентов 70-80-х своего рода аналог дворянской усадьбы. А смешарики очень напоминают семейку таких интеллигентов. И это не только благодаря озвучке и особой атмосфере мультфильма, у которого в наиболее лиричных сериях проступает нечто чеховское. Герои все так или иначе связаны с интеллигентскими профессиями. Карыч – артист и музыкант, Совунья судя по всему, бывшая учительница или врач, Лосяш типичный обитатель советского НИИ, Пин – технарь и изобретатель. Даже Копатыч хоть и огородник, в прошлом был актером. Так что перед нами такой интеллигент-почвенник типа Шукшина или Распутина, а никакой не крестьянин. И проблематика, затрагиваемая мультфильмом это рефлексия интеллигента на те или иные вопросы бытия.
Да, в подобной среде вполне мог быть вполне себе коммунизм, практически Мир Полдня Стругацких. Да вот только, коммунизм советских интеллигентов был за счет всех остальных. Как у Войновича в «Москве-2042», где коммунизм построен в отдельно взятом городе. Те, кто обслуживают власть, хорошо и сытно живут, хоть в древней деспотии, хоть при дворе феодала, хоть при капиталистах и коммунистах.
Кстати, в «Лунтике», местное сообщество несколько ближе к идеалу коммунизма. По крайней мере, общество насекомых показано абсолютно независимым и самодостаточным. Допустим, если в «Смешариках» зачастую непонятно откуда у них столько еды и ресурсов, то в «Лунтике» мы видим как дед Шер, баба Капа, Шнюк и Корней Корнеич занимаются заготовками запасов, как организован их труд. «Лунтик» по духу очень американский мультфильм. И он просто пропитан до тошноты протестантским духом. Не знаю, в чем тут дело. Может это сильное влияние Дарины Шмидт, может что-то ещё. Мультик полон прямолинейной черно-белой морали и духовных скреп. Причём скрепы эти не православные, а чистой воды западно-протестантские. Сходство с советской моралью обусловлено лишь тем, что наша идеология и была аналогом протестанской этики. В тоже время в мультике все максимально рационально и объяснимо. Никакой хтони, никакого типично нашего юродства и богоискательства, как в «Смешариках». В мире «Лунтика» показана типичная сельская община времен освоения американцами фронтира. Ива, в которой живут Лунтик, Шнюк, и её окрестности — это аналог небольшого городка где-нибудь в Кентукки или Канзасе в середине позапрошлого века. Уже вроде есть и пролетарии, представленные червяком Корнеичем, но большая часть жителей живёт традиционным сельским хозяйством. Генерал Шер явно местный шериф. Посиделки и поедание пирогов его жены, бабы Капы, здесь заменяют вечера в трактире. Не хватает только церкви или Дома Собраний. Но есть некий Рассказчик, который наблюдает за всем со стороны и выносит по итогу серии моральные вердикты.
Аналогичная ситуация наблюдается и в пруду, которым ведает шериф Пескарь Иванович. Он кстати даже одет по моде XIX века. Вообще, в «Лунтике» удивительно немного отсылок к современному миру. Многие серии легко бы зашли и детям что жили более столетия назад. А те, в которых такие отсылки все же есть, выглядят довольно нелепо, сама атмосфера «Лунтика» отторгает их. В этом мире тоже не коммунизм, а эдакий патриархально-аграрный рай, который ещё не совершил грехопадения в мир наживы и чистогана. Кстати, может, ива и олицетворяет то самое Древо Познания в Раю, от которого местные обитатели не успели ещё вкусить запретный плод? Хотя тут дело, наверно, в источниках вдохновения для описанных мной сериалов. «Смешарики» явно опираются на мощный пласт нашей советской детской литературы, «Лунтик» отталкивается от европейско-американской традиции. Обратите, например, внимание, сколько там заимствований из той же «Пчелки Майи».
Общество «Лунтика», судя по всему автаркично, не включено в глобальную экономику в отличие от «Смешариков». И членов сообщества здесь гораздо больше. Недостаточно, чтобы превратиться в государство, но и не несчастный десяток. Кстати, там все же есть бедняки. В одной серии показана семья малоимущих жучков. Так что, процесс классового расслоения уже запущен. И как знать, уже когда Лунтик вырастет и станет местным шерифом, то ему придётся подавлять восстание местных червей-шахтёров или жуков-люмпенов.
Не является коммунистическим и общество фиксиков. Да, у них нет денег, но разве деньги показатель бесклассовости общества? Мы не знаем, как устроено их общество, насколько оно самоорганизованно или иерархично. Важно, что их существование невозможно без общества людей. Они, чиня приборы, так или иначе встроены в современную капиталистическую экономику. Хотя, они вроде ратуют за разумное потребление. Может, они повстанцы-подрывники, что, продлевая жизнь приборам, воруют прибыль у жадных корпораций? Как тот инженер по отоплению в фильме «Бразилия». Определённо нет, им искренне нравится помогать людям и сотворенной ими технике. Кстати, в полнометражке профессор Чудаков хотел использовать фиксиков в коммерческих целях, но идея в итоге провалилась. Но это не значит, что фиксики антикапиталистичны. Просто человеческие деньги не представляют для них никакой ценности, а соотношение фиксиков к количеству важного для них ресурса (энергии приборов) не так велико, чтобы как-то искусственно распределять эти ресурсы, а, следовательно, выстраивать классовое общество. Когда ресурсов много, а работников мало, зачастую не появляется никакого государства. Коммунизм ли это? По определению вполне. Но такой избыток в их мире существует лишь благодаря обществу капитализма и сверхпотребления. Стоит количеству приборов уменьшиться, во что переродится общество фиксиков? Возможно, мы увидим там грандиозную диктатуру, похлеще чем у Оруэлла. И это в лучшем случае. Поскольку у всякого общества в момент Сжатия всего два выхода: создать тоталитарную систему распределения или погрузиться в хаос гражданской войны, итогом которой будет уменьшение населения до приемлемого уровня. Кстати, что забавно в «Гарантийных человечках» Успенского, по мотивам которых сняты «Фиксики», эти человечки вполне себе встроены в советскую плановую экономику. Более того, подчиняются директорам заводов, а значит, в конечном счёте, Партии.
В общем, при желании коммунизм можно разглядеть практически в любом мультике, рассчитанном на детей. Причина тому описана уже мной выше: дети сначала изучают правила поведения внутри семьи и компании друзей. А там отношения далеки от классовых. Но по мере взросления перехода к классовости не избежать. История по крайней мере, таких случаев не знает. И ваш хваленый СССР не избежал этого. Он всегда был классовым обществом. Только место буржуев заняли номенклатурщики, а попов — интеллигенты-идеологи, чьи потомки даже сейчас сидят за столами с зелёными лампами в стиле сталинского ампира и снова льют нам в уши свою религию. Это понятно, они хотят снова построить коммунизм для своей маленькой уютной группы, и пребывать в сытости и довольстве в своей Ромашковой долине. А остальной мир пусть работает во имя их блага.