Кардымовский район: Дорога к исцелению
Земли района раскинулись на пути из Смоленска в Москву. В Кардымово можно попасть на поезде, электричке или свернуть с трассы М-1. А можно добраться по Старой Смоленской дороге, которая восхитит вас крутыми подъемами-спусками и живописными видами. А еще – приведет к одному из четырех целительных источников – «Кутузовскому роднику» у деревни Зевакино, недалеко от Кардымова.
Почему «Дорога к исцелению»? Потому что через эти земли не раз шли наши армии, чтобы «излечить» Родину от заразы захватчиков. Здесь проходят пути тех, кто ищет силы целебных источников. Здесь возвышаются храмы, где врачуют души. И здесь не переводятся люди удивительные, увлеченные, благодаря которым можно преодолеть многие болезни общества.
Кроме того, в Кардымовском районе сохранилось столько преданий, что, прикоснувшись к истории этого края, гарантированно забудешь о таком недуге, как скука. Например, существует легенда, что Петр I как-то летом заехал здесь в одну деревню. Все жители работали в поле, поэтому, пройдя по улице, император никого не увидел. Тогда он крикнул зычно: «Есть кого?» Говорят, что с тех пор и называется деревня – Еськово.
Курный дым
Одна из версий о происхождении названия поселка Кардымово рассказывает о том времени, когда местные жители занимались углежжением – изготовлением древесного угля. Поэтому над этим местом стоял темный, едкий дым – «курный дым». Возможно, так и появилось название «Курдымово», со временем превратившись в «Кардымово».
По «Указу Его Императорского Величества Государя Императора Николая Павловича Самодержца Всероссийского, и прочая, от 1845 года августа 9 дня» земли сельца Курдымово (до этого принадлежавшие государю) подлежали размежеванию на четыре части. Интересно, что существовали и четыре разных названия: Курдымово, Курдюмово, Кардымово, Курдимово.
Согласно архивным документам, сельцо Курдымово относилось к Надвинской волости Духовщинского уезда Смоленской губернии, было расположено на реке Хмость на расстоянии 35 верст от уездного города, с числом дворов – 1 и населением: мужским – 2 и женским – 9 человек.
Впервые не как сельцо, а как поселок Кардымово упоминается в «Списке населенных мест Смоленской губернии» за 1859 год.
С введением в эксплуатацию в 1870 году железной дороги от Москвы до Смоленска и организацией станции Каменка населенный пункт Кардымово начинает расширяться и расти. В списке населенных пунктов РФ значится только одно Кардымово – другого такого нет.
Живая вода источников
К святым источникам в Кардымовском районе приходят не только местные жители, сюда приезжают из Смоленска, Москвы, из разных регионов России и даже из-за рубежа.
В Нетризовском сельском поселении, где была деревня Николо-Яровня, стоит храм во имя Святителя Николая. На его строительство жертвовал еще Александр I. Уникальность церкви в том, что она имеет два престола: главный – в честь Николая Чудотворца, второй – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который используется только в праздник Покрова. В некотором отдалении от храма находится святой источник с купелью в честь святого Николая Чудотворца. Говорят, что источнику уже свыше 400 лет. По преданию, в том месте, где он забил, явился Николай Угодник, и здесь была обретена икона этого святого. Рассказывают, что в 90-е годы некий крупный бизнесмен после нескольких омовений избавился от рака. Он внес щедрое пожертвование на восстановление храма.
Святой источник (купель) в честь святого великомученика Георгия Победоносца в деревне Соловьёво расположен на переправе, которая является местом, сыгравшим важную роль в истории Государства Российского.
В 1812 году после сражения у Лубино войска русской армии Барклая-де-Толли остановились у деревни Соловьёво. Вместе с армией путешествовала и надвратная смоленская икона Божией Матери Одигитрии. Священнослужители, сопровождавшие икону, провели молебен у местного источника. Они просили победы русских войск. В знак этого события, в честь покровителя воинства Георгия Победоносца и был назван этот святой источник.
Источник «Кутузовский родник» у деревни Зевакино, по свидетельствам старожилов, славился исцелениями задолго до Великой Отечественной войны. Люди, отведавшие этой воды, исцелялись от различных заболеваний, к ним возвращались жизненные силы. Источник пользуется большой популярностью.
Источник с купелью «Неупиваемая чаша» в честь иконы Пресвятой Богородицы расположен в деревне Смогири Каменского сельского поселения. Он известен еще с XVIII века и славится исцелениями от алкоголизма в течение трех – шести месяцев после омовения. Выше источника расположен Николо-Георгиевский храм, про который идет слава исцеления от тяжелых болезней, от бесплодия, освобождения от алкогольной и наркотической зависимости.
Церковь в Смогирях
Николо-Георгиевский храм хорошо виден с трассы М-1. Он расположен всего в километре от шоссе, в районе деревни Смогири. В 1980 году в Москве проходила Олимпиада, и местные власти решили немного «отреставрировать» храм: установили купола с крестами из нержавейки, окна забили досками. Иностранцев уверяли, что храм действующий, вот только батюшка, дескать, в отъезде.
Николо-Георгиевский храм был основан генерал-лейтенантом Федором Спиридоновичем Ракеевым (1794–1878), но возведен после его смерти, под руководством супруги Елены Павловны. Она продала находившееся здесь имение и на вырученные деньги построила церковь. Были приглашены мастера из Италии, Санкт-Петербурга и местные мастера. Подготовка к строительству длилась два года. Толщина стен храма в некоторых местах достигает двух метов. Когда-то вся утварь храма была из золота и серебра.
Генерал Ракеев скончался в Петербурге, но завещал похоронить себя на Смоленщине. Тело генерала похоронили в усыпальнице-склепе. На стенах было развешено боевое оружие, знамена. Саркофаг покрыли чугунной плитой, поверх которой была мраморная – с описанием жизни Ракеева.
В 1932 году сюда прибыл отряд НКВД. Храм разграбили. Усыпальница была вскрыта, а тело генерала выбросили на дорожку перед храмом. Местные жители потом занесли его назад и, как могли, захоронили.
До войны храм пытались превратить в клуб. Нашлись люди, которые в алтаре нижнего храма устроили гулянье. Рассказывают, что плясунья подвернула ногу да так и осталась на всю жизнь хромой. А Ваня-цыган, который играл на гармошке, попал рукой в косилку и стал увечным.
После войны храм пытались взорвать, но взрывом вырвало только кусочек стены возле подвального помещения. В 1996 году церковь была восстановлена. Над входом висит сохранившаяся от старого храма икона Николая Чудотворца. По рассказам, одна девочка выхватила ее из огня и позже завещала своим внукам: вернуть, когда будет восстановлен храм.
Сверковы Луки
Были в этих землях поселения, известные с XII века. Сверколучье впервые упоминается как Сверковы Луки в 1150 году в уставной грамоте смоленского князя Ростислава и епископа Мануила в связи с учреждением епископской кафедры на Смоленщине. В документах XV столетия село можно найти в описании путешествия в Литву великой княжны Елены Ивановны (дочери Ивана III) для бракосочетания с великим князем Александром Литовским.
В 1522 году селом владел боярин Яков Андреевич Салтыков. Салтыков позволял себе дерзости в отношении монахов. Например, после продолжительной охоты ночевал в трапезном храме вместе со своими собаками. Монахи устали терпеть бесчинства и обратились за помощью к преподобному Герасиму Болдинскому. Тот помог. Иван Грозный выдал царское разрешение на устройство монастыря и грамоту на земельные угодья (1545 г.). В Сверковых Луках при помощи преподобного Герасима Болдинского возвели два храма и кельи для монахов.
В Смутное время XVII века братия разбежалась. После освобождения края от поляков монастырь возродился усилиями Бизюкова монастыря, к которому был приписан вместе с вотчинами. В 1764 году решением Синода Сверколуцкий монастырь был упразднен. Храмы стали приходскими.
В 1904 году была построена каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1937 году ее закрыли, колокола отправили на сталелитейный завод. Во время Великой Отечественной войны храм был взорван. В 1991 году на месте бывшего монастыря установлен памятный крест.
Лубинское сражение
Одним из важнейших моментов войны 1812 года было сражение19 августа в окрестностях деревень Лубино, Заболотье, Валутина Гора.
1-я армия под командованием Барклая-де-Толли отступала от Смоленска к Соловьевой переправе. Одна часть войск Барклая, проплутав ночью по проселкам, утром оказалась у Гедеоновки – перед ними стояли полки Нея. Пришлось принять бой. Боем командовал Евгений Вюртембергский, он стойко держался, пока наши войска выбирались из окрестностей Смоленска.
У деревни Валутина Гора П.А. Тучков задержал неприятеля на три часа. Но силы были неравны, и Тучкову пришлось отступить за речку Строгань. Во время отступления к нашим войскам подошли несколько полков, и вновь был образован новый заслон у деревни Лубино на позиции, растянутой на пять верст.
Сражение 7 (19) августа продолжалось в течение пяти часов. В девять часов вечера, когда стемнело, Тучков, отражая атаку неприятеля, повел в штыки полк Екатеринославских гренадеров, был ранен и взят в плен.
В сражении при Лубино участвовали с нашей стороны до 22 тысяч человек, неприятель имел в своем распоряжении около 50 тысяч человек. Войска обеих сторон, по общему признанию, покрыли себя славой. Потери у русских достигли 5–6 тысяч человек, у французов – 7–9 тысяч человек. Есть свидетельства, что Наполеон дозволил полкам, участвовавшим в этом сражении, крепить на знаменах триумфальную ленту с надписью «Валутино» как знак особого воинского отличия.
В окрестностях современной деревни Духовской, в нескольких километрах от Валутиной горы, устраивают в августе международный фестиваль-реконструкцию сражения на Валутиной горе близ деревни Лубино.
«Переправа, переправа…»
В 40 км на восток от Смоленска, на правом берегу Днепра, находится деревня Соловьево, судьба которой связана не только с историей района, но и с героической историей нашей страны.
Старинная русская деревня Соловьево с XIV века известна как Соловьев перевоз на реке Днепр, через который переправлялись в XV веке литовцы, в XVII веке – поляки. Переправа у деревни Соловьево сыграла важную роль во времена Отечественной войны 1812 года. После ожесточенных боев за Смоленск, боя на Лубинском поле русские армии под командованием генерала от инфантерии князя П.И. Багратиона и генерала от инфантерии М.Б. Барклая-де-Толли переправлялись через Днепр.
Со школьных времен нам всем памятны строки А.Т. Твардовского из поэмы «Василий Теркин»: «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда...».
В Великую Отечественную войну Соловьева переправа вошла в историю как место кровавых сражений. Во второй половине июля 1941 года на Смоленском направлении сложилась очень напряженная обстановка. Фашистские войска частью сил ворвались в Смоленск и заняли его южные кварталы, а также обошли город с севера и юга и продвинулись на 50–80 км к востоку, к Ярцеву и Ельне. Соединения наших 16-й и 20-й армий оказались в оперативном мешке. Основные пути – автострада Москва – Минск, железные дороги на Москву и на Ельню были отрезаны. Оставалась только Старая Смоленская дорога с паромной переправой через Днепр у деревни Соловьево. Но и эта единственная артерия находилась под непрерывными ударами вражеской авиации. С севера и юга на Соловьево рвались танковые и пехотные части противника. Здесь был обеспечен выход из окружения 16-й и 20-й армиям. В боях на Соловьёвой переправе нашим войскам помогала экспериментальная артиллерийская батарея из семи «катюш» под командованием И.А. Флерова. По разным данным, на Соловьевой переправе погибли от 50 000 до 100 000 солдат и офицеров. А сколько погибло мирного населения, никто никогда не считал.
В Кардымовском районе несколько лет подряд (в июле) проводится международный фестиваль «Соловьева переправа». В мае 2016 года состоялся фестиваль «Дорогами Бориса Васильева» (в 1941 году писатель вышел из окружения на Соловьевой переправе).
Сегодня обращение к президенту России «О признании Соловьевой переправы местом доблести и славы» собрало уже более 20 тысяч подписей.
Пять золотых на орехи…
Деревня Морево Первомайского сельского поселения – бывшая родовая усадьба Николая Захаровича Повало-Швейковского. В составе Смоленского драгунского полка он был направлен в Поволжье для участия в подавлении пугачевского восстания.
Правда или нет, но сохранился рассказ, что и Повало-Швейковский, и командир полка князь С. Голицын одновременно были увлечены «Улыбочкой» – племянницей шефа их полка А.Г. Потемкина Варварой Васильевной Энгельгардт. Потому не жаловал начальник молодого капитана и отправил его в лагерь Пугачева на гиблое дело: «для разведывания позиции и для поиска способа захватить Пугачева врасплох». Переодевшись конюхом, Николай Захарович проник в лагерь, но очень скоро ряженый конюх начал вызывать подозрение. Чтобы избежать повешения, пришлось срочно бежать. Спасаясь от погони, он спрятался под прибрежным кустом в озере, дышал через трубку из камыша. И просидел там три дня.
После подавления восстания Повало-Швейковский в составе Смоленского полка конвоировал Пугачева в Москву.
О подвиге капитана было доложено Екатерине, его вызвали в Петербург, где пожаловали звание секунд-майора, имение в 7 тысяч десятин с 450 душами в Невельском уезде и «5 золотых на орехи из рук Государыни». По выходе в отставку по болезни женился на соседке и до конца дней своих прожил в родовой усадьбе Морево, где занимался хозяйством и писал свои «Записки». Эти записки помогли А.С. Пушкину в написании «Истории Пугачева» и повести «Капитанская дочка». Рукопись Пушкину передал его приятель, смоленский дворянин Василий Васильевич Энгельгардт, состоявший в родстве с Повало-Швейковским.
Музей и «Ксилография»
Кардымовский районный историко-краеведческий музей был открыт 9 мая 1990 года.
В музее пять залов. Здесь находятся экспозиции, посвященные истории образования Кардымовского района. Есть зал, посвященный быту и этнографии конца XIX – начала XX веков, оформленный в стиле старинной русской избы.
Отдельный зал посвящен Великой Отечественной войне, партизанскому и подпольному движению в период оккупации Кардымовского района, Соловьевой переправе.
Гордостью музея является зал «Ксилография», где представлены графические работы, образцы материалов, резцы, приспособления для резьбы, оттиски работ, эскизы уроженца Кардымовского района Анатолия Тимофеевича Зайцева. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву, вид печатной графики: оттиск на бумаге, сделанный с гравюры.
Анатолий Зайцев родился в 1939 году в деревне Городок Кардымовского района. Отец был путевым обходчиком, в семье воспитывались пятеро детей. Двухлетним ребенком Анатолий встретил войну и оккупацию, семья была депортирована в Белоруссию.
Окончил Загорское художественно-промышленное училище и графическое отделение Белорусской академии искусств. Первая персональная выставка была организована, когда мастеру исполнилось 60 лет. В технике ксилографии работал с 1964 года. Он любил цитировать своего друга и учителя – искусствоведа М. Савицкого: «Художника-графика нет и быть не может без легкого помешательства на своем ремесле», а главной темой своего творчества считал любовь к жизни.
Рукотворное чудо
В фойе кардымовского музея расположена выставка театральных кукол члена Союза дизайнеров России Веры Иовны Яковлевой. Каждый посетитель, открыв двери районного музея, оказывается в окружении сказочных персонажей.
Вера Иовна Яковлева родилась и выросла в поселке Кардымово. После окончания художественно-графического факультета Смоленского государственного педагогического института вернулась работать домой. Первые куклы были сделаны ею с воспитанниками в 1981 году, а в 1985 при художественной школе начинает работать кукольный кружок. В начале 90-х Вера Иовна создала детский театр теней «Силуэт», куклы для которого рисовала сама.
Просуществовав в статусе театра теней четыре года, коллектив освоил жанр перчаточной куклы. В 1997 году начинают работать две новые группы: младшая – «Балаганчик» и старшая – «Потеха». Общее название всех трех групп – «Карусель». В 1999 году коллективу присвоено звание «Образцовый детский коллектив».
В 2004 году с появлением тростевых кукол театр пережил новый взлет. Для своих новых спектаклей и постановок руководитель начала писать сценарии сама. На сегодняшний день ею поставлены десятки спектаклей и создано более тысячи кукол.
Ростовые куклы в театре «Потеха» занимают детей игрой, помогают раздать подарки, принимают гостей в парках и на стадионах, открывают и завершают церемонии и награждают победителей.
Свои спектакли театр показывает в РДК, в Кардымовской общеобразовательной школе, в школе-интернате (где Вера Иовна также обучает ребят искусству кукольного театра), в сельских Домах культуры, детских садах, летних оздоровительных лагерях и школах района и области – в Смоленске, Духовщине, Ярцеве, Сафонове... Кардымовский театр кукол стал инициатором ежегодного областного фестиваля, который проходит под девизом «Куклы делают мир добрее».
Подготовила Светлана ПАРФЕНОВА.
Справка