Многие из тех, кто живёт в Ставрополе или когда-то бывал здесь, слышали о неком «немецком мосте». На самом деле это не один мост, а целая система мостов и виадуков, которые принадлежали к Армавир-Туапсинской железной дороге. Дорога эта начинала строиться в дореволюционное время. Она была необходима жителям аграрного Ставрополья и Кубани (нынешнего Краснодарского края) для более удобного и быстрого вывоза зерна к черноморским портам.
Строилась дорога участками. И участок Ставрополь-Армавир был запущен в 1916 году одним из последних. До постройки «Туапсинки» существовала Владикавказская железная дорога [и ныне существует], минующая Ставрополь и проходящая через Минеральные воды. Новую Туапсинскую дорогу стали называть «народной» и неспроста. Её строили на деньги купцов, в том числе ставропольских.
Ставрополь к концу 19-началу 20 века был губернским городом, развитием ничем не уступающим Ростову-на-Дону и Краснодару. Сейчас это слышать странно, а на тот момент всё так и было. Туапсинская железная дорога позволила Ставрополю стать железнодорожным транспортным узлом, что открывало большие перспективы в развитии торговли и других сфер города.
Но проработала Армавир-Туапсинская железная дорога всего 6 лет. Произошла революция, а затем началась гражданская война, в годы которой дорога была частично разрушена. Некоторые участки железной дороги в Краснодарском крае функционируют до сих пор. Но участок Армавир-Ставрополь [самый сложный при проектировании и трудоемкий при строительстве из-за рельефа] так и не был восстановлен.
А очень жаль. Ведь Ставрополь с тех пор остался железнодорожным тупиком. Это очень затормозило его экономическое развитие.
Но вернёмся к нашим баранам [мостам]. Их называют «немецкими», потому что в проектировании и строительстве Туапсинской железной дороги принимало участие довольно большое количество немецких и бельгийских инженеров. Сооружений Туапсинки сохранилось довольно много: больших и малых. Самыми интересными являются два моста-близнеца.
- Первый – это «немецкий мост» в Мамайском лесу в Ставрополе. К нему можно пройти пешком или подъехать на машине (но для машин дорога мягко говоря не самая лучшая). Самый простой способ выйти к мосту - с улицы Мичурина свернуть направо, затем выйти к Елагину пруду, обойти его слева и двигаться по дороге дальше к дачному посёлку.
Движение по посёлку можно описать как «прямо и налево, либо налево и прямо» , неважно в каком порядке, главное прибыть в левую дальнюю точку посёлка. Дорога ведущая по краю посёлка поворачивает затем к лесу, откуда ведут несколько лесных тропинок, любая из которых через 10-15 минут выведет вас прямо к мосту.
Мост окружён лесом, выросшим за 90 лет, которые он уже заброшен. Выглядит он очень эпично и величаво. На мост можно подняться и пройтись по нему. Железная дорога была одноколейная, что можно понять по ширине моста. Высота его – 20 метров. То есть гуляя по нему, находишься на уровне верхушек деревьев. Это впечатляет.
Но весь масштаб и величину моста видно снизу. Он вероятно принадлежит к числу первых бетонных балочных мостов в России. Уникальным его делает еще то, что он на значительную часть состоит из ракушечника [то есть местного материала].
Сейчас мост – это место туризма для тех, кому поднадоело гулять по центру города. Плюс здесь организовывают прыжки с тарзанки, проводят тренировки разные альпинистские кружки. Очень романтичное место к тому же.
- Близнец первого моста - «Новокавказский» мост возле хутора Верхнеегорлыкский в 25-30 минутах езды от города.
Под мостом протекает река Егорлык.
Мост находится на открытом месте и сильнее подвержен влиянию ветров и дождей, возможно поэтому одного пролёта уже не хватает. Другая версия предполагает, что трещина, повлёкшая облом пролёта, появилась еще во времена гражданской войны.
Такие вот остатки былого величия. Если будете в Ставрополе, непременно советую посетить хотя бы один из этих мостов - прикоснуться к истории.