Найти тему
Сундук впечатлений

Мосты разрушенной железной дороги "Туапсинка" в городе Ставрополе

Многие из тех, кто живёт в Ставрополе или когда-то бывал здесь, слышали о неком «немецком мосте». На самом деле это не один мост, а целая система мостов и виадуков, которые принадлежали к Армавир-Туапсинской железной дороге. Дорога эта начинала строиться в дореволюционное время. Она была необходима жителям аграрного Ставрополья и Кубани (нынешнего Краснодарского края) для более удобного и быстрого вывоза зерна к черноморским портам.

Строилась дорога участками. И участок Ставрополь-Армавир был запущен в 1916 году одним из последних. До постройки «Туапсинки» существовала Владикавказская железная дорога [и ныне существует], минующая Ставрополь и проходящая через Минеральные воды. Новую Туапсинскую дорогу стали называть «народной» и неспроста. Её строили на деньги купцов, в том числе ставропольских.

Ставрополь к концу 19-началу 20 века был губернским городом, развитием ничем не уступающим Ростову-на-Дону и Краснодару. Сейчас это слышать странно, а на тот момент всё так и было. Туапсинская железная дорога позволила Ставрополю стать железнодорожным транспортным узлом, что открывало большие перспективы в развитии торговли и других сфер города.

Но проработала Армавир-Туапсинская железная дорога всего 6 лет. Произошла революция, а затем началась гражданская война, в годы которой дорога была частично разрушена. Некоторые участки железной дороги в Краснодарском крае функционируют до сих пор. Но участок Армавир-Ставрополь [самый сложный при проектировании и трудоемкий при строительстве из-за рельефа] так и не был восстановлен.

А очень жаль. Ведь Ставрополь с тех пор остался железнодорожным тупиком. Это очень затормозило его экономическое развитие.

карта Армавир-Туапсинско  железной дороги [пунктиром обозначен разрушенный участок Ставропль-Армавир] , источник - http://tuapsinka.ajp.ru/
карта Армавир-Туапсинско железной дороги [пунктиром обозначен разрушенный участок Ставропль-Армавир] , источник - http://tuapsinka.ajp.ru/

Но вернёмся к нашим баранам [мостам]. Их называют «немецкими», потому что в проектировании и строительстве Туапсинской железной дороги принимало участие довольно большое количество немецких и бельгийских инженеров. Сооружений Туапсинки сохранилось довольно много: больших и малых. Самыми интересными являются два моста-близнеца.

  • Первый – это «немецкий мост» в Мамайском лесу в Ставрополе. К нему можно пройти пешком или подъехать на машине (но для машин дорога мягко говоря не самая лучшая). Самый простой способ выйти к мосту - с улицы Мичурина свернуть направо, затем выйти к Елагину пруду, обойти его слева и двигаться по дороге дальше к дачному посёлку.
Елагин пруд
Елагин пруд

Движение по посёлку можно описать как «прямо и налево, либо налево и прямо» , неважно в каком порядке, главное прибыть в левую дальнюю точку посёлка. Дорога ведущая по краю посёлка поворачивает затем к лесу, откуда ведут несколько лесных тропинок, любая из которых через 10-15 минут выведет вас прямо к мосту.

Мост окружён лесом, выросшим за 90 лет, которые он уже заброшен. Выглядит он очень эпично и величаво. На мост можно подняться и пройтись по нему. Железная дорога была одноколейная, что можно понять по ширине моста. Высота его – 20 метров. То есть гуляя по нему, находишься на уровне верхушек деревьев. Это впечатляет.

прогулка по мосту
прогулка по мосту

Но весь масштаб и величину моста видно снизу. Он вероятно принадлежит к числу первых бетонных балочных мостов в России. Уникальным его делает еще то, что он на значительную часть состоит из ракушечника [то есть местного материала].

Вид на мост снизу
Вид на мост снизу

Сейчас мост – это место туризма для тех, кому поднадоело гулять по центру города. Плюс здесь организовывают прыжки с тарзанки, проводят тренировки разные альпинистские кружки. Очень романтичное место к тому же.

-5
  • Близнец первого моста - «Новокавказский» мост возле хутора Верхнеегорлыкский в 25-30 минутах езды от города.
Новокавказский мост
Новокавказский мост

Под мостом протекает река Егорлык.

река Егорлык
река Егорлык

Мост находится на открытом месте и сильнее подвержен влиянию ветров и дождей, возможно поэтому одного пролёта уже не хватает. Другая версия предполагает, что трещина, повлёкшая облом пролёта, появилась еще во времена гражданской войны.

Разрушенный пролёт моста
Разрушенный пролёт моста

Такие вот остатки былого величия. Если будете в Ставрополе, непременно советую посетить хотя бы один из этих мостов - прикоснуться к истории.