Быстрые радиовсплески зафиксировала команда обсерватории из Британской Колумбии. Загадка этого феномена пока не раскрыта, но у астрофизиков теперь появился свежий материал для исследований. И уже есть одна свежая гипотеза.
К началу 2019 астрономам был известен только один источник регулярных быстрых радиовсплесков – FRB 121102. В январе они сообщили о появлении другого - FRB 180814. В новом исследовании ученые из Канады описывают восемь новых загадочных сигналов, обнаруженных сотрудниками обсерватории CHIME.
Десять различных сигналов уже позволяют начать составление статистической базы данных этого феномена, которая поможет астрономам понять, что же это такое.
Быстрые радиовсплески (FRB) ставят ученых в тупик. Пики этих радиосигналов длятся всего несколько миллисекунд, но энергия, которую они испускают за это время, может быть больше, чем 500 млн Солнц. Большинство FRB удается зафиксировать только однажды, и предсказать их повторный всплеск крайне сложно, поэтому так важны повторяющиеся сигналы. Чем их больше, тем проще будет отследить их источник и определить их характер, а также найти между ними сходство.
Шесть из десяти новых FRB были единичными импульсами, один сигнал был зафиксирован трижды подряд, а у восьмого было десять всплесков.
Ученые пока не знают, что это означает, но это может указывать – как предположил в прошлом месяце астрофизик из Гарвард-Смитсоновского центра Викрам Рави – что все быстрые радиовсплески на самом деле повторяются, просто некоторые намного активнее других.
Есть между ними и сходство. Отдельные повторяющиеся всплески длятся чуть дольше, чем одиночные. Замечено также смещение по частоте. Первые два сигнала - FRB 121102 и FRB 180814 – продемонстрировали нисходящий сдвиг, то есть каждый последующий сигнал становился все ниже. Такую же закономерность можно увидеть у восьми новых FRB.
Это, считают ученые, может стать ключом к обнаружению источника сигналов.
Пока мы не знаем, что означают эти всплески, исходят ли они из одного класса объектов или явлений или нескольких, повторяются ли они и если да, то почему. Но новые находки еще на один шаг приближают науку к ответам.