Если вбить запрос «как открыть интернет-магазин» в Яндекс.Вордстат, то сервис выдаст результат почти в 13 000 запросов на конец июля 2019 года. Открыв историю запросов, можно увидеть примерно ровный график, без сильных сезонных колебаний. Количество запросов с 2017 года по июнь 2019 варьируется от 20 до 33 тысяч.
О чём говорит статистика? В первую очередь о стабильной популярности самой темы «открытие интернет-магазина» среди начинающих предпринимателей. Да, мы видим на графике: есть спады и взлеты популярности. Но в среднем тема собирает примерно 25 тысяч запросов ежемесячно. Нельзя сказать, что это тренд. Но то, что онлайн-магазин, вполне востребованный и доступный способ заработка – да.
В этой статье-инструкции мы опишем пошаговую технологию создания интернет-магазина с нуля, расскажем об основных проблемах. Но для начала определимся с самим понятием, а также рассмотрим главные преимущества и недостатки интернет-площадки.
Интернет-магазин – виртуальная торговая площадка в сети, которая предлагает ассортимент товаров или услуг пользователям. Такой магазин имеет виртуальную витрину, карточки товаров, каталог с описанием и ценами. Покупки оформляются через Интернет, оплачиваются банковскими картами, электронными деньгами или при получении курьеру.
Сравним плюсы и минусы оффлайн и онлайн-магазина.
Обычный магазин
Преимущества
Недостатки
1. Физический контакт с товаром, можно оценить, примерить, проверить качество и работоспособность.
2. Возможность «воочию» увидеть и оценить товар повышает доверие, лояльность покупателей.
1. Для открытия оффлайн-магазина потребуются серьезные финансовые вложения – аренда и обустройство помещения, покупка торгового оборудования и прочее.
2. Большие ежемесячные расходы – аренда, налоги.
Интернет-магазин
1. Низкий финансовый порог входа в бизнес.
2. Оперативность и простота управления торговой площадкой – многие функции автоматизированы (загрузка товаров, описаний, транзакции).
3. Меньше административных барьеров, проверок контролирующих инстанций.
4. Зачастую более выгодные условия покупки товаров – ниже цена, большой ассортимент.
1. Непросто завоевать доверие и лояльность покупателей из-за невозможности «пощупать» товар.
2. Новым магазинам непросто найти поставщиков на стабильной основе.
3. Необходимо тратить бюджет на рекламу и раскрутку магазина в сети.
Как открыть интернет-магазина с нуля: пошаговая инструкция
Перед тем, как создавать интернет-магазин с нуля следует определиться с нишей. Что вы будете продавать? Ниша – это общее направление, можно сказать, стратегический план развития вашего коммерческого проекта. Выбирая нишу, нужно решить одну непростую дилемму: выбрать популярное направление или тематическое, априори малоизвестное?
В первом варианте – прибыль точно будет, если научитесь обходить конкурентов на рынке. То есть, вам нужно будет выгодно позиционировать продукт, свой бренд, вкладывать серьезные деньги в рекламу и раскрутку.
Во втором варианте – конкурентов будет в разы меньше, но тогда придется бороться за покупательский спрос. Буквально «дожимать» каждого клиента на заказ товара/услуги.
Как видите, простых решений нет. Но в любом варианте можно найти лазейки. Например, выбрать популярную нишу, но позиционироваться на более узкую тематику. Скажем, широкое направление «айфон», а ваша ниша – «аксессуары для айфона» или «чехлы iphone».
Ещё несколько лазеек для стартапов со скромным бюджетом или без него – соцсети, сарафанное радио, политики лояльности (большие скидки, бонусы, бесплатные версии сервиса или программы).
Оптимальная ниша для запуска интернет-магазина отвечает следующим критериям:
- На товары или услуги есть спрос. Не имеет смысла вкладывать средства, тратить время и нервы на бесперспективные направления.
- Средняя конкуренция. Спрос рождает предложение, значит, наличие в нише конкурентов говорит о востребованности товаров у покупателей. На старте желательно сузить направление продаж, чтобы немного снизить конкуренцию.
- Нет выраженной сезонности в течение года. Если вы новичок, то запускать онлайн-магазин желательно в нише, где нет сильных колебаний спроса по сезонам. Например, «мобильные гаджеты» покупают в любое время года, тогда как шубы или купальники только в сезон.
Как определить объем спроса по выбранной нише? В этом вопросе поможет бесплатный сервис Яндекс.Вордстат. Работать с ним довольно просто:
- Набираем поисковой запрос – название ниши, направления деятельности. Можно со словом «купить», «заказать» и другие транзакционными (покупательскими) словами. Например, продаем чехлы на айфон. Так и вбиваем в поиск. Видим, что за месяц такой запрос искали 96 813 раз в месяц. Порядочная цифра.
- Если у вас мобильная версия онлайн-шопа, можно сделать выборку по устройствам. Например, с мобильных гаджетов такой запрос набирали 71 122 раз. При этом с планшетов – 2 700 раз, а с телефонов – 68 422.
- На вкладке «по регионам» можно определить географию спроса. Переключитесь на «города», чтобы посмотреть разбивку запросов. Видим, что в Москве этот запрос сверх популярен – 143% (34 073).
- На вкладке «история запросов» можно определить сезонность спроса в выбранной нише. Видим, что график ровный, значительных всплесков или просадок нет. Спрос то плавно понижается, то идет флетом (ровно), то плавно повышается. Средний показатель – 130 000 показов фразы в месяц.
Маркетологи установили, что создание интернет-магазина с нуля или со стартовым капиталом выгодно в следующих нишах: одежда, мебель, автозапчасти, бытовая техника и электроника, мобильные гаджеты, товары для детей, аксессуары, стройматериалы.
Простой тест на популярность ниши. Возьмите справочный каталог и подсчитайте, каких магазинов в вашем городе больше всего. Лидирующие ниши в оффлайне будет пользоваться популярностью и в интернете. Проверено не раз!
Анализ целевой аудитории
После выбора ниши, самое время подумать не о том, как открыть интернет-магазин и скорее начать продавать. Успеете. Куда важнее на старте понять – кому продавать товары или услуги, то есть определить свою целевую аудиторию (ЦА). Почему это важно.
Представьте, вы открыли онлайн-шоп товаров для огорода и сада, но пытаетесь продать их жителям города. Да, часть горожан – дачники, частники – заинтересуются предложением. Но большая часть пройдет мимо. В итоге – деньги на рекламу тратятся, а продаж нет. Выгоднее было бы сразу позиционироваться на жителей села.
Как составить портрет ЦА (характеристики):
- Определите демографические данные ваших потенциальных покупателей – пол, возраст. Что это даст? Например, вы продаете косметику и прочие бьюти товары. Естественно, ваши покупатели в 99% женщины. Мужчины в такие магазины не ходят. Другой вариант – покупка автоаксессуаров. Здесь преобладает мужская аудитория, но есть и женский сегмент. Возраст также важен для построения портрета ЦА. Например, молодые люди более спонтанны и мобильны, поэтому покупают в интернете, зачастую, даже не изучая товары. Главные критерии для них – модно, стильно, много опций и т.д. Старшее поколение, напротив, будет долго изучать характеристики, спрашивать менеджеров, сравнивать.
- Поведенческие факторы. Как ваша ЦА ведет себе в сети, дома, на работе. В какие заведения ходит, как предпочитает отдыхать. Чем больше вы знаете о своих покупателях, тем проще вам подстроиться под их критерии выбора.
- Финансовое положение. Сегментировать посетителей по покупательской активности довольно просто. Например, малообеспеченные люди будут искать дешевые товары, кликать на рекламные баннеры со скидками и распродажами. Люди со средним достатком обратят внимание сначала на качество продукции, бренд и уже потом на цену. Обеспеченных покупателей можно заинтересовать эксклюзивными предложениями. В раскрученных онлайн-магазинах обычно представлен ассортимент под все сегменты ЦА.
Также не лишним будет, перед тем как создать интернет-магазин, подумать о том, какую пользу приносит ваш товар или услуга клиентам. Совместите характеристики продукции с потребностями ЦА. Так вы точно поймете: удовлетворяет ли ваш товар/услуга запросам покупателей.
Дэн Кеннеди – известный маркетолог и копирайтер из США – советует при составлении портрета ЦА описать своего идеального клиента. Это должен быть тот покупатель, который приносил бы вам максимальную выгоду с минимальными издержками. Зная своего идеального покупателя, вы наметите цель, к которой следует стремиться. Начнете улучшать сервис, продукт, сайт.
Бизнес-план
Чтобы запустить любой коммерческий проект необходимо составить бизнес-план. Это руководство, которое во всех деталях описывает идею бизнеса, варианты реализации проекта, бюджет. Интернет-магазин с нуля – не исключение.
Кроме того, этот документ пригодится для демонстрации идеи стартапа инвесторам, если в планах привлечь к развитию сторонний капитал.
Классический вариант бизнес-плана включает следующие разделы:
- Вводная часть – описание самой идеи. Например, открыть интернет-магазин детских игрушек.
- Описание товарного ассортимента. Детские игрушки – это достаточно широкая ниша, а значит, продавать всё – не реальный план. В этом разделе стартапер описывает товарную матрицу. Например, игрушки для детей от 2-5 лет, развивающие игрушки, игры для дошкольников и прочее.
- Анализ ниши, конкурентов. Статистические выкладки о ситуации на рынке, кто лидер в нише, какие предложение у конкурентов и другое.
- Маркетинговая стратегия. Здесь ответ на вопрос: «как сделать интернет-магазин успешным на рынке?». Стратегия позиционирования бренда, проработка рекламных каналов.
- Организационный план. Как всё организовать, в какой последовательности. Кому заказать создание онлайн-магазина, с какими поставщиками работать и прочее.
- Финансовый план. Сколько потребуется денег на запуск магазина в сети – бюджет.
- Каких результатов планируется достичь, перспективы развития бизнеса.
Просто попробуйте по этим пунктам расписать свою идею, и вы сразу увидите слабые места, поймете: осуществимы ли ваши мечты, сколько нужно реально денег на стартап.
Ищем поставщиков
Одна из самых трудных задач в интернет-продажах – это найти товар. Если вы не производитель, то нужно искать надежного поставщика. Существует две схемы работы с товарооборотом: дропшиппинг и оптовые поставки.
В первом варианте – это прямые поставки продукции от производителя потребителю через посредников. То есть вы заботитесь о том, как создать интернет-магазин, как привлечь покупателей и продать им товар, получив при этом свою разницу между закупочной и розничной ценой. Разница иногда может составлять 50-100%. Например, товары из Китая у нас продают в два-три раза дороже.
Во втором варианте оптовые поставщики отгружают товар со склада по предоплате. В этом случае интернет-предприниматель должен найти место хранения продукции – арендовать склад.
На старте бизнеса выгоден первый вариант – вы только ищите покупателей, а все заботы по упаковке и доставке продукции берут на себя производители. Но для дальнейшего развития бренда лучше переходить на оптовые закупки – так вы расширите ассортимент товаров, сможете сами контролировать качество продукции и сервиса.
Где найти поставщика:
- В поисковых системах. Добавляйте к запросу фразу «купить оптом» и сравнивайте предложения оптовиков.
- На выставках, конференциях, ярмарках. Здесь можно выйти не только на поставщиков, а также и на производителей.
- Каталоги поставщиков. Самые популярные онлайн-площадки в сети: Поставщики.ру, Dropo (сервис для дропшипинга), Optomarket.su (товары из Китая оптом), Comerando.ru.
Сделав для себя выборку приоритетных поставщиков, необходимо связаться с ним и уточнить условия сотрудничества: как формируется стоимость товара, есть ли скидки, какая минимальная партия заказа, сроки отгрузки/доставки, гарантии возврата.
Название для интернет-магазина
Имя магазина в сети – это его домен. Вы можете не согласиться, но любой сайт в интернет узнают по его веб-адресу (доменному имени). Поэтому, подбирая уникальное название сайта, учитывайте следующие рекомендации:
- Название не должно быть длинным;
- Не используйте сложную транслитерацию в домене;
- В Рунете латиница воспринимается больше на слух, чем по смыслу. Поэтому домен должен легко восприниматься на слух людьми, не знающих английский язык;
- Подбирайте слова, близкие к сфере деятельности;
- Проверяйте уникальность на сервисах подбора доменных имен.
Создаем сайт магазина
Определившись с ассортиментом и доменным именем, имея на руках бизнес-план, пора подумать о том, как открыть интернет-магазин с нуля. Способов создания своей торговой площадки в сети всего два:
- Использовать готовые решения – бесплатные или платные платформы по созданию онлайн-магазина.
- Заказать разработку торгового сайта студии или фрилансеру.
Плюсы первого способа очевидны – дешевле, настроены все необходимые сервисы, можно быстро запустить интернет-магазин. Минусы – ежемесячная абонентская плата, шаблонный дизайн и функционал.
Второй вариант дороже и даже дороже в десятки раз, потому что над проектом работают несколько специалистов – маркетолог, дизайнер, программист. Реализация хорошего проекта требует времени, поэтому о быстром запуске можно забыть. Плюсы – персональный дизайн и функционал сайта.
Чтобы прощупать нишу не зазорно начать с конструкторов интернет-магазинов. С меньшими затратами можно проверить спрос на продукцию и другие нюансы: схемы доставки продукции, поставщиков, определить лучшие варианты оплаты. Предлагаем выборку наиболее топовых платформ:
- uKit – можно создавать небольшие магазины, подойдет для новичков.
- uCoz – позволяет создавать магазины любой сложности.
- InSales – можно делать как небольшие магазины, так и высокобюджетные платформы.
- Wix – хороший сервис для создания онлайн-шопов, много готовых решений под разные ниши.
Дизайн интернет-магазина
Если вы предпочли индивидуальную разработку онлайн-магазина в студии или у фрилансера, то над оформлением будут работать профи. По крайней мере, так хотелось бы. В варианте с платными/бесплатными конструкторами дизайн настраивается на основе уже готовых решений. Нельзя сказать, что второй вариант хуже. Стандартный функционал большинства редакторов позволяет, как угодно менять цвета, перемещать блоки контента, редактировать меню, логотип и прочие элементы шаблона. Кроме того, есть поддержка HTML и CSS для пользователей, знающих языки программирования.
В любом варианте придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Удобство для посетителей. Лучше минимум элементов оформления, но максимум удобства для покупателей. Это девиз UX/UI дизайнеров. В первую очередь юзабилити, потом украшательства.
- Фирменный стиль. Даже на старте бизнеса старайтесь максимально отличаться от конкурентов. Разработайте свою айдентику – логотип, фирменные цвета, слоган, шрифт.
- Минимализм в оформлении. Магазин – это, прежде всего, торговая площадка, а не выставка достижений дизайнерского искусства. Строгость и комфорт.
- Профессиональные фотографии, качественный контент. Это ещё один способ выделиться на фоне конкурентов и показать себя с хорошей стороны поисковым системам.
Способы оплаты покупок
Большинство покупателей в РФ по привычке предпочитают оплачивать заказы наличными при получении. Однако без подключения электронных платежей не обойтись, если вы планируете получать предоплату с покупателей. Да и в других случаях такие транзакции удобнее всем участникам.
Самый простой способ – это подключиться сразу к агрегатору платежей. Например, Яндекс.Касса, Robokassa и другие. Эти сервисы принимают множество вариантов оплаты: по банковским картам, электронным системам (Вебмани, Яндекс.Деньги и другие), SMS-платежи, терминалы.
Для подключения нужно уточнить условия работы, выбрать подходящие именно вам и создать аккаунт в агрегаторе. Далее указываете свои реквизиты и получаете деньги на счет.
Способы доставки
Доставить заказ покупателю можно разными способами. Наиболее популярные и проверенные варианты в интернет-торговле:
- Почта России. Можно отправить товар в любой населенный пункт РФ и за рубеж. Стоимость услуг сравнительно небольшая, срок доставки может варьироваться от удаленности пункта назначения, логистики. EMS Почта России – посылки доставляются быстрее в любой регион страны и мира, оплата выше.
- Службы доставки – СДЭК, Яндекс.Доставка и другие транспортные, курьерские компании РФ.
- Самовывоз – покупатель забирает товар в одном из пунктов выдачи самостоятельно.
- Доставка по электронной почте – для цифровых товаров и контента.
Чтобы повысить лояльность покупателей к интернет-магазину предлагайте бесплатную доставку для заказов более определенной суммы. Главное все правильно рассчитайте, чтобы не работать себе в убыток.
Привлекаем покупателей
Вы уже понимаете, что открыть интернет-магазин с нуля бесплатно или со стартовым бюджетом – это одно, а вот как раскрутить свою торговую площадку – это другое дело. Не менее важное и достаточно сложное.
Выделим четыре основных направления продвижения онлайн-магазина:
- Поисковое продвижение (SEO). Когда покупатель что-то ищет в сети, он первым делом открывает поиск – Яндекс или Гугл. Соответственно, если хотите быть на виду, ваш магазин должен быть оптимизирован под поисковые запросы пользователей. По статистике 90% трафика приходится на первую страницу выдачи, а точнее ТОП-10 позиций. Поэтому нужно стремиться туда попасть.
- Контекстная реклама. Текстовые объявления, которые показывают в поиске по запросу пользователей. Услуга платная, деньги списываются за клик по объявлению – переход на сайт. Это быстрый способ попасть в поле видимости покупателей, но не самый дешевый.
- Торговые площадки. Например, Яндекс.Маркет или Google Покупки – это товарные агрегаторы, куда можно и нужно добавить свой магазин, чтобы привлекать покупателей.
- Соцсети. Можно не только привлекать трафик на сайт через ВК, Одноклассники, Инстаграм, ФБ и другие площадки, но и продавать напрямую на них.
- Сарафанное радио или по «научному» - вирусное продвижение. Это и баннерная реклама в соцсетях, креативные посты в пабликах, видео на Ютубе и прочее. Смысл в том, чтобы зацепить пользователя и побудить его рассказать об увиденной рекламе своим друзьям, коллегам, знакомым.
Когда ваш магазин станет работающим бизнесом, который приносит солидный доход, можно будет подумать о расширении присутствия на рынке. Звучит заманчиво, а значит, есть к чему стремиться.
Резюме
В этой статье вы узнали, что нужно, чтобы открыть интернет-магазин самостоятельно или с помощью сторонних специалистов. Разобрали по шагам алгоритм создания и запуска торговой площадки с нуля. Мы также рассмотрели преимущества и недостатки интернет-магазина как бизнеса и сравнили его с обычным магазином.