Мария Мандель - "Меломанка"
10 января 1912 года в австрийском городе Мюнцкирхен в семье сапожника родилась девочка Мария. Росла Мария хорошим ребёнком и прилежной ученицей. После школы работала почтальоном в Австрии.
В 1938 году девушка вступила во вспомогательные подразделения СС и в сентябре переехала в Мюнхен. А уже 15 октября устроилась на работу в один из первых концентрационных лагерей Лихтенбург.
В те годы работа в лагере хорошо оплачивалась и была необременённой физическим трудом, поэтому многие девушки и женщины, охотно вступали во вспомогательные подразделения СС и устраивались на службу в концлагеря. Во время второй мировой войны таких немок насчитывалось около 500 тысяч.
Служила в этом лагере Мандель в числе 50 женщин и быстро продвигалась по службе. Видимо уже тогда начальство разглядело в молодой девушке жестокость и цинизм, так присущие верхушке Третьего рейха. Уже в мае 1939 года Мария была переведена в концлагерь Равенсбрюк, где в июне 1942 года была повышена в должность старшего надзирателя. В её обязанности входило проведение ежедневных перекличек, отправка заключенных на работы и назначение наказаний. В октябре 1942 года Мария Мандель была назначена на пост начальницы женских лагерей Аушвиц-Биркенау. Это один из самых крупных концентрационных лагерей, более известный как Освенцим.
Конечно, по сравнению с мужской частью лагеря, Мария занимала более низкое положение, но не смотря на это, имела абсолютную власть над женской частью лагеря и являлась оберштурмбанфюрером(подполковником) СС.
Кстати, именно Мария Мандель составила протекцию Ирме Грезе, которая в последствии стала старшим надзирателем венгерского женского лагеря в Аушвице.
Коллеги Мандель отзывались о ней, как о чрезвычайно умном и преданном своему делу человеке, а заключенный между собой называли "чудовищем" и "зверем". Надзирательница лично составляла списки тех, кто должен отправиться в газовую камеру. За время её службы в Освенциме были ликвидированы более 500 тысяч женщин и детей. Эта женщина могла расстрелять на месте, не моргнув и глазом, любую, мимо проходящую девушку, которая "не так" на неё посмотрела.
Мандель любила выбрать себе "зверушку" среди заключенных. Бедные узники выступали в качестве домашних питомцев, выполняли любые поручения "хозяйки" и прогуливались по лагерю. Обычно, через несколько дней, такие забавы наскучивали Мандель, и заключенные отправлялись в газовую камеру, а сама Мария на поиски новых "игрушек".
Парижская певица кабаре Фаня Фенелон в своей книге-воспоминании, рассказывает историю о том, что когда в очередной раз из Польши в лагерь прибыл транспорт, из очереди заключенных ждавших решения своей судьбы выбежал маленький мальчик. Он направился прямо навстречу к Марии Мандель. Надзирательница взяла его на руки и увела к себе. Она нарядила малыша в красивые вещи и везде водила его с собой. Но через пять дней мальчик пропал, как и все предыдущие "питомцы" Мандель, он отправился на смерть в газовую камеру.
Выжившие узники рассказывают, что Мандель была страстной меломанкой. В Освенциме уже было два мужских оркестра и по их примеру, Мария решила собрать свой женский. Она добилась у коменданта лагеря разрешения и для музыкантов выделили отдельный блок номер 12. Сначала оркестр состоял из польских заключенный, в основном бывших учительниц музыки. Но постепенно они были заменены на профессиональных музыкантов и певиц евреек. По приказу Мандель девушкам были выданы белые блузки и сшиты пиджаки в серо-голубую полоску и тёмно-синие юбки. Эти девушки были единственными заключенными, к которым у жестокой надзирательницы было особое отношение. Это подтверждает тот факт, что им даже разрешили носить нижнее бельё, чего было не дозволено никому из узников. Также Мандель частенько приходила в блок номер 12, чтобы послушать музыку. Были и другие привилегии: дополнительный пайок и право не посещать переклички.
В состав оркестра входило 5 певиц, 30 исполнительниц и 8 переписчиц нот. Девушки играли два раза в день у ворот лагеря, выступали перед персоналом лагеря, гостями и привилегированными заключенными. Для повышения эффективности ликвидации заключенных, Мандель поручала оркестру играть мелодии для идущих в газовые камеры.
В 1944 году Мандель перевели на пост начальницы концлагеря Мульдорф. В мае 1945 года она бежала в горы в районе родного города — Мюнцкирхена. Но 10 августа 1945 года была задержана армией США и передана полякам, по их прошению. После Первого освенцимского процесса Мария Мандель была приговорена к повешению. Казнь состоялась в январе 1948 года в краковской тюрьме. Перед смертью Мандель насмешливо прокричала: «Да здравствует Польша!». Ее тело было передано студентам-медикам.