Перед второй мировой искусство развивалось через пропагандистские плакаты - в целом так же как в СССР.
В 1920е испанцы, так же, как в Российской империи, создавали арт объединения (Бубновый валет, Голубая роза, Супремас, Мир искусства). GATCPAC - самое известное общество. И оно состояло из архитекторов, которые выполняли в том числе государственные заказы в стиле модерн (самые известные представители модернизма - здания Гауди).
Joaquin Torres Garcia - испанский Кандинский. Именно с него начинается коллекция MACBA(Museum of Contemporary Art Barcelona).
Испания сделала на международной выставке в Париже (1937) акцент на связи культурных традиций старой Испании с современными. Antoni Tapies представил работы из песка и глины.
Они очень похожи на барселонские стены - желто-кирпичные фасады старого города, украшенные католичесткими крестами и граффити. Советский союз на этой же выставке украсил свой павильон просдавленной на весь мир статуей рабочего и колхозницы.
После войны испанское искусство пыталось переосмыслить ужасы произошедшего. И делало это через абстракционизм, ибо человеческой формы стало недостаточно, чтобы выразить переживания на холсте.
В советском союзе, думаю, после войны мог бы быть тоже особый период развития искусства, если бы не назидание государством соцреализма как единственного приемлемого стиля.
Послевоенный период в Испании всё-таки не был безвозмездно свободен. Диктатура Франко заставила художников выражать себя через рекламу и иронию, чтобы избежать цензуры.
Элементами национальной культуры стали картины в виде комиксов.
После смерти Франко (1970е) популярно стало высказываться против дискриминации: по признаку расы, гендера, национальности. У нас был расцвет нонконформистов и выставка в Алтуфьево, которую сносили бульдозерами.
В следующем посте хочу рассказать, что волнует европейских художников сейчас, почему искусство-кино-театр скоро объединятся в одно и как галереи Барселоны зарабатывают прибыль. Если интересно, ставьте плюсик в комменты.