Сегодня мы рассматриваем вопросы, касающиеся причин вызова в налоговые органы. Следующие два материала будут посвящены тому, кого вызовут и что будут спрашивать. После этого приступим к разбору вариантов ответов.
Сразу отметим: статья является вводной для целой серии материалов. Поэтому в ней будет много того, что называется «азбучными истинами». «Продвинутым пользователям» лучше дождаться следующих материалов. Здесь же мы договариваемся о единстве понятий, которыми потом будем оперировать.
Итак, какие основные причины вызова?
Первое и самое главное – это проблемные контрагенты. Хотя плотная борьба с этой моделью оптимизации идет уже несколько лет, данная схема остается абсолютным лидером среди прочих.
Основанием для вызова станет, скорее всего, выявление «налоговых разрывов», т.е. несоответствие данных в цепочке контрагентов.
Следующий повод для вызова – низкая налоговая нагрузка. Ее всегда пытаются подтянуть под некие средние цифры по отрасли.
Несколько особняком стоит вызов по поводу низкого размера оплаты труда и, соответственно, низких налогов на заработную плату. Здесь вопросы опять-таки о средних данных по отрасли, по региону
Примыкает к этому разговор о работе с индивидуальными предпринимателями. Почему работаем с ними, почему платим столько и т.д.
Все указанные выше вопросы могут быть поводом для беседы как в рамках предпроверочных мероприятий, так и в процессе самой проверки. А вот допрос, касающийся отдельных схем по оптимизации наиболее вероятен именно в рамках налоговой проверки.
К таким схемам относится номинальное дробление, трансфертное ценообразование, фиктивное преобразование в производственный кооператив и многое другое.
К чему весь этот разговор?
В зависимости от предмета рассмотрения на допрос вызовут разных людей и будут задавать абсолютно разные вопросы.
Традиционно мы знаем, что будут вызывать руководителя и главного бухгалтера. Однако этим, скорее всего, дело не ограничится. Все чаще на допросы вызываются руководители служб персонала, отделов закупки, логистики, маркетинга.
Почему именно они – будем рассматривать в следующих материалах. Пока же предлагаю учесть три важных момента.
1. Время, когда налоговики не умели проводить допросы, давно ушло. Сегодня у них есть методики, взятые у правоохранительных органов и адаптированные под конкретные ситуации. Для них проводят специальное обучение. Да и сами силовики в этих допросах нередко участвуют.
2. Далеко не всегда получится отмолчаться. Мы, конечно, можем не отвечать на вопросы, однако насколько это принесет пользу лично нам – вопрос спорный. Должна быть единая линия поведения, выстроенная под конкретную ситуацию.
Хотя, конечно, если такой линии нет, лучше молчать и ничего не помнить.
3. С учетом сказанного желательно, чтобы сотрудники ходили на допросы с сопровождением, причем сопровождать их должен не просто любой адвокат, а специализирующийся на работе с налоговыми органами.
Слишком много сейчас «специалистов по всем вопросам» (их комментарии я все время наблюдаю под своими материалами). А сопровождающий должен не только знать как отвечать на вопросы, но и понимать почему они задаются.
В следующем материале я расскажу кого конкретно вызовут допрос и почему. А дальше буду рассказывать, как готовиться к таким мероприятиям и что на них отвечать.
Продолжение здесь.